30 января 1923 года постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Северо-Западное речное пароходство (СЗРП), в границы которого входили все водные пути Северо-Западного бассейна, включая озеро Ильмень, Чудское по государственной границе, Онежское и Ладожское по государственной границе, реки Нева, Великая, Волхов, Свирь, Ковжа, Шексна со всеми притоками, а также верхняя Волга и Молога. Приказом по СЗРП от 07.02.1923 года была образована Череповецкая пристань 1 разряда с границами Чайка – Рыбинск, почти вся Шексна (409км из 425км). В состав пристани входило 27 остановочных пунктов. На участке Череповецкой пристани находились 8 шлюзов.
Территория Череповецкой пристани представляла остров, отделенный от города рекой Ягорбой, рекой Шексной, а с востока искусственно созданной гаванью, которая соединялась с рекой Ягорбой при помощи деревянного шлюза длиной 60 метров при ширине 8 метров. Гавань представляла прямоугольник, по восточному берегу которого располагался причал для производства ПРР с подъездными ж/д путями в 3 нитки на причал и бункер-базу, расположенную по правому берегу р. Шексна к выходу из гавани. По западному берегу гавани были расположены жилые дома поселка речников (9 домов), здание управления пристани, здание склада снабжения, баня, склад ГСМ. На территории острова были расположены клуб, поликлиника и больница, столовая. На западной части острова были расположены производственные здания Череповецких СРМ и сухой док. Стенки причалов гавани имели откосную конструкцию мощеную булыжником. Для обработки пассажирских судов имелся деревянный однодечный дебаркадер, установленный на правом берегу р. Шексны, связанный с городом шоссейной дорогой и мостом через реку Ягорбу в районе Соборной горки. Для связи с железной дорогой был установлен грузовой дебаркадер «Ветка-пристань». В 1933 году был построен деревянный склад-пакгауз для приема и выдачи грузов, идущих клиентуре города. В 1938 году пристань получила два двухдечных дебаркадера №1915 и №1916. №1915 использовался в качестве пассажирского вокзала, №1916 использовался как служебный на грузовом причале «Ветка-пристань». В 1955 году в порт поступил двухдечный дебаркадер на железобетонном корпусе постройки Городецкой верфи. В 1937 году пристани был выделен плавучий ленточный перегружатель РВТ-5 производительностью 20-25 т/час, для перегрузки тарно-штучных грузов и дров длиной до 2 метров, паровой полноповоротный кран «Ижорец» г/п 1,5 тонн №7. В 1938 еще один кран «Ижорец» №14. В 1937 году были начаты работы по строительству Рыбинской ГЭС. В сентябре 1940 года была перекрыта река Шексна. Всю зиму и весну 1941 года произходило наполнение Рыбинского водохранилища. В январе 1939 года было создано Шекснинское пароходство в составе Череповецкая пристань (Вогнема –Переборы), Коневская пристань (Вогнема –Анненский мост), Вытегорская пристань (Анненский мост-Вознесенье (исключительно). В 1939 году начато проектирование сооружений Череповецкого порта, в августе 1943 года введены в эксплуатацию объекты первой очереди: Грузовая эстокада в деревянном исполнении длиной 350 метров при ширине 12,5 метра с нагрузкой 2 т/м.кв; Крытого склада площадью 1440 кв.м Склада навеса площадью 800 кв.м; Здания конторы грузового участка; Подъездных ж/д путей к причалам; Шоссейной дороги; Водопровода диаметром 74 мм, канализации; Образование территории; Столовой на 120 мест. Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война оказала влияние на развитие Череповецкого порта. Весной 1941 года Шексна была перекрыта, и началось заполнение Рыбинского водохранилища. В последние мирные месяцы продолжались работы по реконструкции Мариинской водной системы. В связи с этим старый речной порт Череповца оказался затопленным. На другую территорию были перебазированы судоремонтные мастерские. Строительство нового Череповецкого порта было приостановлено, а завезённые металлические и железобетонные конструкции пошли на строительство оборонительных рубежей. Многие работники водного транспорта из Череповца ушли на фронт. Часть пароходов была переоборудована под боевые корабли и передана Балтийскому флоту. Череповецким речникам приходилось работать и организовывать перевозки при нехватке судовых команд, без оборудованных причалов, в незнакомых навигационных условиях. В одну сторону шли пассажирские пароходы с эвакуируемыми, ранеными, баржи с оборудованием предприятий, в другую — с отправляющимися на фронт подразделениями, воинским снаряжением, боеприпасами. Немецкая авиация вела настоящую охоту за судами, идущими по Рыбинскому водохранилищу. Пришлось все буксирные суда вооружить зенитными установками с военными расчётами. За навигацию 1941 года над водохранилищем были сбиты три немецких бомбардировщика. Труд работников Мариинской водной системы в годы войны равносилен подвигу. Особенно большой поток эвакуированных шёл в навигацию 1941 года. Всего за 1941 год через Череповец водным путём проследовало 246 789 человек, было принято 280 барж с эвакуированными. Так, баржей № 6135 в город прибыли колхозники из Вытегорского района. Далее они должны были следовать в Поволжье. Из управления НКВД Шольского района были привезены 202 поляка. Они направлялись в Астрахань. Пароход «Лев Толстой» привёз 200 детей и 60 служащих детских яслей из Петрозаводска. Баржей № 1427 прибыли спецпереселенцы в количестве 398 человек. Эвакуированные, прибывавшие в город водным путём, регистрировались в журнале учёта по череповецкой пристани. В навигацию 1942 года коллектив пристани успешно справился с выполнением заданий военного командования и наркомата речного флота по всем видам перевозок. В 1942 году’было фактически переработано 153 706 тонн грузов, в 1943 году — 212 269 тонн, в 1944 году — 192 876 тонн. Шекснинское пароходство уже к 1 октября 1941 года с момента начала войны перевезло 2 195 тысяч тонн груза, причём 78 % всех перевозок составляли связанные с фронтом. План сентября перевыполнили 62 парохода из 78. Немалую роль в этом сыграло движение фронтовых бригад. Выполнение нормы на 150-180 % — вот ежедневный результат работы этих бригад, возглавлявшихся начальником порта А. П. Жилиным, его заместителями А. М. Боголюбовым и Л. П. Яркиным. Фронтовые бригады работали по полторы-две смены, пока не заканчивали обработку начатого судна. Зимой 1942-1943 годов в порту зародилось ещё одно патриотическое движение — саморемонт флота. Подавляющее большинство ремонтных работ на судах выполнялось силами судовых команд, и только то, что требовало станочного оборудования, делалось в судоремонтных мастерских. Работники судоремонтных мастерских и пристани участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании. Многие из них выполняли нормы на 150, 200 и даже 300 %. Соревнование разворачивалось, в том числе, между цехами, бригадами, сменами и отдельными рабочими. В 1943 году победителями соцсоревнования стали: команда парохода «Коммунар», которой было вручено переходящее Красное Знамя горкома ВКП (б) и горисполкома «Лучшей команде парохода на саморемонте»; котельно- кузнечный цех судоремонтных мастерских, получивший переходящее Красное Знамя «Лучшему судоремонтному цеху». Вручались также Красные Знамёна «Лучшей бригаде механизаторов», «Лучшей бригаде плотников на ремонте барж», работники водного транспорта заносились на Доску почёта горкома ВКП (б) и горисполкома. Лучшие люди мастерских, совмещая по нескольку профессий, заменили ушедших на фронт товарищей. Учитывая исключительно важное значение Череповецкого водного узла в предстоящих наступательных операциях Красной Армии, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении строительства Череповецкого речного порта. И в начале 1943 года оно было развёрнуто. А уже осенью строительство первой очереди сооружений грузового района с подъездными путями было закончено, что значительно облегчило связь с железной дорогой и улучшило условия работы. К концу войны весь комплекс сооружений порта был введён в эксплуатацию. За период 1941-1944 годов было призвано в ряды Красной Армии 436 работников водного транспорта из города Череповца. На 19 человек пришли извещения о гибели. После войны успешно работали на пристани 45 речников, награждённые за участие в боевых «действиях и 225 работников, награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Работники череповецкой пристани и порта, судоремонтных мастерских показывали примеры подлинного трудового героизма. В 1943-1945 годах коллективы пристани, порта и судоремонтных мастерских неоднократно награждались переходящим Красным Знаменем Шекснинского пароходства за успешное выполнение планов перевозок пассажиров и грузов, высококачественный ремонт самоходного и несамоходного флота, механизмов, портовых и пристанских сооружений. Несмотря на все трудности и лишения, череповецкие речники активно откликались на нужды действующей армии. В 1941 году в порту было собрано большое количество тёплой одежды для воинов. А позднее работники речного флота собрали 85 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Вологодский колхозник» и самолёта «Речник Шексны». В марте 1943 года коллектив порта получил за это благодарность Верховного Главнокомандующего. Таким образом, череповецкие речники, работники пристани, порта и судоремонтных мастерских в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. самоотверженно трудились на ремонте флота, строительстве нового порта, перевозке грузов и эвакуации населения из осаждённого Ленинграда и других областей СССР, по выполнению специальных заданий Наркомречфлота. В огромном вкладе работников тыла в Победу есть и частица труда череповецких речников. В августе 1944 года введены в эксплуатацию объекты второй очереди: Образована территория б/базы путем намыва при помощи земснаряда; Постройка 3-х причалов для бункеровки флота бункер для угля на 60 тонн с эстокадой и транспортерными линиями и ж.д путями на б/базу; причал в виде эстокады длиной 60 п/метров для приема судов с дровами; причал – деревянная эстокада для швартовки бункеруемых дровами судов. Склад ОМТС площадью 280 кв.м Дноуглубительные работы по созданию акватории и судового хода; Летом 1943 года были получены передвижные транспортеры и два а/погрузчика «Ross» г/п 7,5 тонн, паровой кран «Ортон» г/п 7,5 тонны который проработал до 1954 года и был отправлен в Котлас. В мае 1945 года была принята в эксплуатацию 3 очередь сооружений порта (пассажирский участок): Причальная стенка (свайная эстокада длиной 150 п/метра) Склад пакгауз площадью 400 кв.м Благоустроенная территория В послевоенные годы успешно работали в порту участники Великой Отечественной войны, в том числе награжденные за участие в боевых действиях. С 1946 года начинает поступать новая техника: плавкраны «Ст Бурлак» г/п 2 тонны (всего их поставлено 6 штук) В 1950 году начали поступать плавкраны «РМЗ» г/п 3 тонны . Порт вел добычу песка из подводных карьеров и доставлял его в Череповец. Перевозка минерально-строительных грузов осуществлялась из Речной Сосновки (выше пристани Шексна на 12 км) на деревянных баржах-площадках грузоподъемностью 200-600 тонн. За навигацию для строящегося металлургического завода порт перевозил до 800000 тонн. Порт осуществлял перевалку грузов, прибывающих в Череповец в больших Волжских судах, на маленькие суда, которые могли проходить по каналам. В 1953 году в порту были смонтированы два портальных крана «Кировец» грузоподьямностью 3 тонны на свайно-ряжевой стенке Численность работников на 1 января 1956 года составляла 1871 человек. Осенью 1954 года ликвидировано Шекснинское речное пароходство, образовано Шекснинское райуправление, входяшее в состав СЗРП, в 1955 году ШРУ было ликвидировано и весь участок напрямую был подчинен СЗРП. Согласно приказу начальника Северо-Западного пароходства №139-ф от 17 ноября 1955 года «О закреплении за промпредприятиями рейдового, местного, пассажирского и служебно-вспомагательного флота» весь флот в 1956 году был передан из Череповецкого порта в Череповецкий судоремонтно-судостроительный завод, Белозерские судоремонтные мастерские, несамоходный флот в службу несамоходного флота СЗРП. Приказом Министра речного флота № 170 от 4 августа 1958 года пристань Череповец переименована в Череповецкий речной порт 1 разряда (Приказ №105 от 18 августа 1958 года начальника Череповецкого речного порта СЗРП Мажитова). Второе возрождение порт получил в 1960-1964 годах, когда по проекту Ленгипроречтранса были выполнены работы по реконструкции. Выполнены работы по строительству причальной стенки из металлического шпунта длиной 560 п/метра, железнодорожных и подкрановых путей, строительство зданий РММ, водопровода, канализации, других объектов. В 1980 году построена южная причальная стенка из металлического шпунта, на которой также были установлены портальные краны. Получена плавмастерская №637, построенная в народной республике Болгария. В 1982 году построено здание управления порта, пристройка к РММ. В 1989 году построен деревоцех. В 1961 году поступили в порт портальные краны «Ганц» грузоподъемностью 5 тонн построенные в Венгерской народной республике. С 1964 года в порт стали поступать портальные краны «Кировец» и «Ганц» грузоподъемностью 10 тонн, плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Возрастает роль Череповецкого порта, с открытием Волго-Балтийского водного пути, в порту перегружаются: уголь на Кандалакшу, железорудный концентрат для Череповецкого металлургического комбината, уголь в страны западной Европы, лес на Болгарию, гравий для строек города Череповца, другие навалочные грузы для Вологодской области, тарно-штучные грузы (сахар, соль, удобрения, мука и др.) для Вологодской области и Карелии. Кроме этого все местные перевозки осуществляются средствами порта. Порт перевозит минерально-строительные грузы из Кирилловских карьеров в Череповец, флюсы из Александровского для Череповецкого металлургического комбината, металлургические шлаки из Череповца в пункты Вологодской, Ярославской, Горьковской областей, перевозит пассажиров на линии Череповец-Девятины судами «Метеор» На местных линиях судами типа «Ракета», «Заря», «МО-116», «ПС» на линии Череповец-Дачи, обеспечивает перевозку пассажиров и автотранспорта на переправе в Ивановом Бору. К 1975 году в порту было 10 плавучих и 10 портальных кранов, поступление перегрузочной техники продолжалось вплоть до 1990 года. К 1984 году порт начинает гидродобычу песка землесосом и выгрузку его на берег гидроперегружателем. К 1987 году объем гидродобычи песка составил 1,8 миллиона тонн в год. В соответствии с планом реструктуризации ОАО «Северо-Западное пароходство» Череповецкий порт выделен в дочернее ОАО «Череповецкий порт», которое 19 августа 1997 года зарегистрировано в мэрии города Череповца. Задачи ОАО «Череповецкий порт» по обеспечению транспортных услуг остались прежними. С 1 марта 2002 года из ОАО «Череповецкий порт» подразделение, занимавшееся ранее пассажирскими перевозками, выделено в самостоятельное ООО «Череповецкий пассажирский порт». Этому подразделению передан пассажирский флот, причалы, дебаркадеры. В июле 2003 года ЗАО «Северсталь-групп» приобрела у ОАО «СЗП» 100% акций ОАО «Череповецкий порт», управление возглавила дочерняя компания «Северсталь-транс». В 2006 году ОАО «Череповецкий порт» перешел в собственность компании «Элеон-Трейд» — поставщику нерудных строительных материалов в г. Череповец и перевозчику на зафрахтованном волжском флоте металлургических шлаков и пиритных огарков п/о «Аммофос» в разные пункты регионов страны. информация с сайта http://www.cherport.ru/history + там же интересные фото фото мое сквер у д.115 по пр. Победы
проект по благоустройству городских территорий (строительство скверов) «Подарок городу» реализуется мэрией города при спонсорской поддержке «Северстали» в 2017−2018 гг. Проект является продолжением строительства детских и спортивных площадок, реализованного компанией в 2016 году.(https://chermk.severstal.com/press-cent … tse-skver/) https://newsvo.ru/news/124226
В Череповце у Соборной горки затонул дебаркадер Жалко такой красивый причал( У Желтова отжали обратно городу и.... Таких дебаркадеров было построено всего 12 штук На сегодняшний день их оставалось только 2 штуки в Череповце и Набережных челнах (остальные либо переделаны либо угроблены) Единственный живой теперь Отредактировал Cromlech (16.12.2019 19:41:18) даже этот вандализм не знаю как и прокомментировать.
красавца причала просто нет. тонут и трапы к немногому оставшемуся. печально это при том, что Череповец (как поселение человека в местности) один из старейших на Северо-Западе, это город с уничтоженной историей, дак еще и то что есть никому не надо. Деградация Похоже шарамыжники его поднимали
Чётко просматривается заинтересованность в уничтожении причала Вторым этапом угробят и второй хотя он на плаву Что нибудь случится (например сожгут) Вот тут человек рассказал как уничтожили дебаркадер в Волгограде Ну и фотки Череповецкого красавца.... https://flot.profiforum.ru/t20-topic У тебя там ошибка, написано, что Горицы это Вологодский район. ser555, чего удивительного? Реставрировали до основания, как недавно "Труд" в Вологде, и ещё тучу объектов.
https://www.gorodche.ru/amp/news/society/140565/
И второй дебаркадер приговорили( https://www.gorodche.ru/amp/news/society/140565/
И второй дебаркадер приговорили( |
|
|||||||||
|