При существующем разнообразии автомобилей необходимо иметь представление о различных типах их кузовов. Мы рассмотрим не только экзотику, но и обычные кузова, вроде хетчбэка или седана. Возможно, это поможет кому-то определиться с выбором автомобиля.

Традиции автомобильного дизайна зародились, как это не странно, в то время, когда автомобилей ещё не было. Задолго до них транспортным средством являлся гужевой транспорт с различными повозками. Время шло, и возникли объединения мастеров, делавших однотипные кареты на все случаи жизни. Затем на смену лошади пришёл пар, а затем и обычный двигатель внутреннего сгорания, но это мало что поменяло. К началу века автомобили по-прежнему напоминали карет у , только без лошади. Кузова для них делали те же мастера. Время каретных мастеров дало названия многим типам автомобильных кузовов, вот только в современном мире их становится всё меньше.


Закрытые кузова
Седан

Самый распространённый тип автомобильного кузова на одной шестой части суши. Отличается трехобъёмным кузовом, то есть можно выделить три составляющих силуэта: моторный отсек, салон и багажник. Совсем еще недавно выпускались машины, у которых моторное отделение находилось сзади, ярким примером которых является Tatra T700. Но у таких машин слишком специфичная управляемость, примерно как у Porsche 911, и постепенно их производство сошло на нет.

Седан можно встретить в любом классе автомобильного мира, от малого до представительского. И если в малом классе седанов почти нет (там правит бал универсальность, которой седаны почти лишены), то в представительском классе они составляют единственный тип кузова. И это показательно - седан создаётся вокруг пассажиров, и для их удобства.

За рубежом этот тип кузова называется по-разному, отчасти из-за исторически сложившихся традиций. В Италии такой тип кузова назовут 'берлина' (berlina), в Англии он будет 'салуном' (saloon), а в Германии - 'лимузин' (limusin). Ни в коем случае не надо путать его с настоящим лимузином!

Хетчбэк

Является самым распространённым на 5/6 земной суши, хотя и у нас машины с таким типом кузова продаются на 'ура'. В силуэте выделены два отсека, моторный и пассажирский, который объединён с багажником. Поскольку основное назначение хетчбэка состоит в перевозке людей, то багажнику отведена вспомогательная роль. При необходимости перевозки груза задние сиденья можно сложить, тем самым увеличив объём багажного отделения.

Хетчбэк бывает трёхдверным и пятидверным. В особо малом классе хетчбэки почти все сплошь с тремя дверями, а в остальных классах они выпускаются парой. Трёхдверный покупается людьми, ценящими индивидуальность, к тому же он более спортивен. Пятидверная версия обычно приобретается в качестве семейной машины.

Универсал

Называется универсалом, потому что по-настоящему универсален. Машина с этим кузовом может
возить пассажиров, пассажиров с грузом или только груз. Грузом может быть холодильник, телевизор или шкаф, а может собака или детская коляска. Всё зависит только от того, как вы используете автомобиль.

Спортуниверсалы (это группа подчеркнуто спортивных машин, таких как Alfa Romeo 156 Sportwagon, Audi S4 Avant, Lexus IS300 SportCross или Subaru Impreza Sport Wagon) обычно перевозят какой-нибудь инвентарь, типа кроссового велосипеда или сноуборда.

У универсала такой же двухобъёмный кузов, как и у хетчбэка, только акцент делается на перевозку пассажиров вместе с грузом. Поэтому длина универсала обычно больше, чем хетчбэка, причём удлинение приходится на кузов за задней осью. Складные сидения позволяют увеличивать объём багажника до двух кубометров, а различные крепления и сетки помогут зафиксировать груз.

Количество дверей у машины с таким типом кузова обычно равно пяти, но изредка появляются машины с тремя дверями. У англичан они обычно называются Shooting Break, в частности, такую модель выпускала фирма Aston Marin. Обычные же универсалы у нас называются 'комби'.

Иностранные автопроизводители называют подобные машины тем же 'комби' (kombi), 'вагон' (wagon) или 'стейшн вагон' (station wagon), или же 'брейк' (break).

Лимузин

Настоящий лимузин отличается от седана повышенным вниманием к безопасности переговоров пассажиров на заднем сиденье. Поэтому на лимузин ставится перегородка, отделяющая водителя и сопровождающего от заднего ряда сидений. Типичный пример, который видели все - лимузин ЗИЛ 41047.

Перегородкой дело не ограничивается, лимузины заметно дороже обычных представительских седанов не только из-за неё. В салоне обязательно присутствует максимальное количество устройств, обеспечивающих комфорт. Иногда такие машины делаются по индивидуальному заказу, и убранство машины тогда ограничено лишь величиной счёта в банке и полётом фантазии будущего владельца.

Частенько лимузины делают из обычных седанов, растягивая их за счёт вставки в средней части.

Американцы, большие мастера до увеличения всего и вся, придумали им свое название - 'стретч'. Такими делами занимаются особые фирмы, которые специализируются на изготовлении лимузинов. Иногда это доходит до крайностей, и появляются такие машины, как Mini-лимузин, или 8-метровый Hummer. Верхом абсурда являются 20-метровые машины арабских шейхов, которые приходится делать сочлененными для придания им хоть какой-нибудь манёвренности.

Купе

Купе - машина с двухдверным кузовом. Зародился в двадцатые годы, и именно оттуда тянутся корни его трёхобъёмного кузова. В последние годы в связи с глобальной перестройкой автопромышленности, кроссоверством и слиянием классов, купе всё ближе к трёхдверному хетчбэку, примером чему служит Mercedes SportCoupe. Но остаются и столпы трёхобъёмности - BMW 3-series Coupe или Volvo C70.

Купе не слишком подходят для семейных поездок, ведь только у самых больших из них пассажировместимость составляет 4 человека. Обычно же бывает '2+2' (это когда на задних сиденьях поместятся только дети не старше 10 лет), или вообще в салоне только два места. Такие машины покупают из-за их спортивного имиджа, ведь ведущие спортивные фирмы вроде Ferrari, Lamborghini или Porsche выпускают спорткары в основном в кузове купе.

Фирмы уровнем пониже тоже стремятся делать подобные машины, и в результате машина с кузовом купе заведомо спортивнее, чем даже её соплатформенник седан или хетчбэк. Обратная сторона медали: купе плохо подходят для езды по городу из-за жёсткой подвески, настроек двигателя и коробки передач.

Правда, существуют и прогулочные купе, но их популяция неуклонно сокращается благодаря сближению классов хетчбэка и купе. Для примера можно назвать три модели: Hyindai Coupe, Opel Astra Coupe и Peugeot 407 Coupe. Ну и почти все американские большие купе вроде Chevrolet Monte Carlo, Chrysler Sebring Coupe и Oldsmobile Alero Coupe. Хоть они в Америке и считаются спортивными машинами, так называемыми muscle cars, но их шасси гарантирует только спортивную езду по прямой. Зато комфорт в поездке вам гарантирован!

В последнее время в автомире появилась тенденция совмещать противоположные понятия, смешивать несмешиваемое. Ярким примером тому является расцвет класса купе-кабриолетов.

Возьмём еще такой редкий пока тип как четырёхдверное купе. Казалось бы, чистый бред, у купе только две двери. Но производители с упорством продолжают называть свои творения таким названием. Пока таких машин на рынке две, это Mazda RX и Mercedes CLS, но вскоре к ним присоединятся остальные. Фирма Porsche уже проанонсировала четырёхдверное купе Panamera+. Но в принципе можно разделить их по классам по признакам посадки на задние сиденья. В Мазде маленькие задние двери сделаны для облегчения посадки, а в Мерседесе, как не крути, полноразмерные задние двери сделаны для посадки. Так что RX-8 представляет собой купе, а CLS - это спортивного вида седан.

Хардтоп

Существует ещё такой тип кузова как Хардтоп. Вообще-то это понятие обозначает лишь наличие жёсткой крыши у машины (hardtop - жёсткий верх). Но так уж повелось, что хардтопы бывают только у купе и седанов, причина заключается в том, что у хардтопа нет средней стойки кузова. Для купе таким примером является Mercedes-Benz CLK, а для седана - Rolls-Royce Phantom.

Эра расцвета хардтопов наступила вместе с расцветом автопромышленности Америки в 50-е. Вплоть до нефтяного кризиса большие автомобили с кузовом хардтоп можно было найти в гамме любого автопроизводителя...


Открытые кузова

Таких кузовов существовало великое множество. К сожалению, к настоящему времени осталось от силы пять-шесть типов. Причина - непрактичность такого кузова и всё более жесткие требования к комфорту и безопасности автомобилей. Ведь отсутствие жёсткого верха означает резкое понижение жёсткости кузова, а отсюда следует и плохой комфорт (на кузов начинают передаваться удары от подвески), и плохая пассивная безопасность, и резко снижающийся ресурс автомобиля. А ведь есть вандалы, птицы, плохая погода и прочие неприятности.

С другой стороны, такая машина никогда не бывает единственной машиной в гараже. А как приятно ехать не в тесном салоне, а под ласковыми лучами солнца наперегонки с ветром! Ну и конечно соображения престижа, они тоже играют не последнюю роль в выборе именно этого типа кузова.

Кабриолет

Наиболее распространённый вид открытого кузова. Его от остальных кузовов отличает четырёхместность. Другим, хотя и второстепенным, признаком кабриолета является возможность опускания стекол. Поскольку кабриолет машина четырёхместная, то она должна быть большой, не меньше автомобиля гольф-класса.

Кабриолеты гольф-класса обычно являются молодёжными машинами, и раскупаются лучше всех. Типичнейший пример - Volkswagen Golf  IV Cabrio. Машины классом выше делаются на базе массовых купе, типа BMW 3 series, но всё-таки они становятся менее распространёнными.

Наиболее редко встречаются представительские кабриолеты. Встретить такую машину означает у нас - встретить главу Минобороны на параде, а за рубежом - либо королевскую особу, либо (если дело происходит в арабской стране) шейха, которого везёт наёмный водитель.

Фаэтон

Такой кузов - разновидность кабриолета, основное отличие заключается в том, что боковые стёкла снимаются вручную. Название идет от конного экипажа, из тех времён, когда ни о каких убирающихся стёклах даже и не думали. Первые автомобили тоже не особо отличались от повозки, и фаэтон был востребован, но прогресс неумолимо вытесняет старые решения. В результате примером фаэтона является узко специализированный автомобиль - УАЗ-31512.

Спайдер и Родстер

Открытые двухместные автомобили. Из гаммы версий одной модели на общем шасси являются открытым аналогом купе. Вся разница лишь в наличии крыши: у родстера она присутствует, у спайдера её просто нет. Спайдер изначально являлся чисто спортивным типом кузова, поэтому различные излишества на нём отсутствовали. Пример - Renault Sport Spider.

Баркетта

Дальнейшим продолжением идеи спайдера является баркетта - пассажирский кузов без крыши с одним рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных конструкциях боковые двери могут отсутствовать. Лобовое стекло выполняется минимальным по высоте, складным или может не устанавливаться вовсе.

Тарга

Тарга представляет собой что-то среднее между купе и кабриолетом. Средняя часть крыши выполнена съёмной, и в открытом состоянии пассажиров защищает две дуги безопасности - передняя и задняя. Этот тип кузова первой использовала фирма Porsche, в модели 911 Targa.

Ландолет

Наиболее редко применяемый тип кузова, который применялся ещё на каретах. Отличается съёмным верхом над задним сидением. Сейчас почти забыт, но изредка выполняется на заказ для избранных клиентов. Примером служит Peugeot 607 Paladine.

Грузопассажирские кузова
Пикап

Машина с явным делением на функциональные зоны. Передняя часть у неё от легковой машины, задняя обычно выполняется в виде платформы. Кабина машины может быть выполнена с одним или двумя рядами сидений, с двумя или четырьмя дверьми. Платформа обычно имеет откидной задний мост. Выполняется гораздо прочнее остальных машин в модельной гамме в связи с эксплуатацией в тяжелых условиях.

Расцвет класса пикапов необходимо связать с американским стилем жизни, в котором даже грузовая машина может стать главной звездой выставки. Там, за океаном появляются пикапы с двигателем от Dodge Viper или на 26-дюймовых колёсах. Во всем остальном мире пикап - это неприхотливая машинка для тяжёлой каждодневной работы.

Фургон

Фактически это - закрытый пикап. В кузове обычно делается три двери, две в кабине и одна сзади.
Если в фургоне установит стекла и сидения, то мы получаем грузопассажирский фургон. Такой класс тоже присутствует на рынке, и занимает немалую долю на нём. Примером этого класса может служить Peugeot Partner.

Вагон

К грузопассажирскому фургону примыкают универсалы повышенной вместимости (УПВ) и минивэны (minivan). Минивэн отличается от УПВ увеличенными габаритами, но суть у них одна и та же: универсальное легковое транспортное средство с увеличенным внутренним объёмом, пригодное для перевозки и пассажиров, и грузов. Обычно минивэны выполняют однообъёмный кузов, но иногда встречаются и двухобъёмные машины. Вообще эти машины находятся между легковушками и микроавтобусами. Машины этого типа ценят те, у кого большая семья. Кроме того, из них получаются прекрасные офисные машины.
Странно,УАЗ 469 - кабриолет(по желанию.... ),хотя стекла не опускаются и в принципе 7-ми местный......smile
хорошая статья, но вот кртинки дополнили бы текст...
А вот у меня кузов спортбэк! и к какому классу его отнести?

DATCH:

А вот у меня кузов спортбэк! и к какому классу его отнести?

Предпологаю  ауди А3 к С классу относиться?...............
А Эскалада оказываеться полноразмерный Premium SUV
Ауди 3 смотря какого кузова либо В либо С класс, а кузов хетчбек, разумеется.