В область приходят федеральные сети, оказывающие услуги диспетчерской службы такси: «Везет», «Микс», «Максим» и т. д. Есть информация, что Вологодчиной заинтересовались Uber и Яндекс-такси: они уже разместили в Интернете объявления о наборе водителей. Как отразятся эти перемены на вологжанах?
70 пишем, 100 в уме Когда на рынке появляются новые игроки, тем более крупные, всегда есть вероятность, что конкурентная борьба выльется в выдавливание мелких фирм. Ведь крупные участники имеют возможность занижать цены на услуги и предлагать водителям разнообразные бонусы. Сейчас, к примеру, одна из федеральных сетей, присутствующая почти в сотне городов России, предлагает своим водителям существенную доплату к каждому заказу. Это должно компенсировать низкие тарифы: так, если водитель везет пассажира за 75 рублей там, где другие возят за 100, фирма доплачивает ему практически столько же. Далее возможны два варианта развития событий: когда новый игрок займет на рынке прочное положение, полностью сформирует штат водителей и избавится от части конкурентов, то либо тарифы начнут ощутимо расти, что плохо для пассажиров, либо тарифы останутся прежними, но, поскольку бонусы для водителей не могут сохраняться вечно, водителям придется работать больше за те же деньги, а значит, может ухудшиться качество услуги. Специалист отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Мария Пухова предлагает и третий вариант развития событий: появление на рынке новых игроков приведет к усилению конкуренции: фирмы такси станут бороться за клиента - снижать цены, улучшать качество услуг - и в конечном итоге выиграют клиенты. Здесь тоже держат низкие тарифы на поездки по городу и компенсируют водителям расходы на дешевые поездки. По словам Марии, оттока водителей в другие фирмы не наблюдается: в 2017 году штат сотрудников был увеличен на 20%, а количество заказов возросло втрое. Задавят или удешевят? Следует напомнить, что укрупнение игроков на российском рынке происходит давно и целенаправленно. Так, объединились компании RuTaxi (бренды «Везет», «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). Таким образом, был создан крупнейший в стране агрегатор заказа автомобилей, пишет РБК. В ходе сделки сервисы привлекли финансирование от фонда UFG Private Equity. «Мы понимаем, что российский рынок проходит масштабную консолидацию, в конечном счете останутся два-три крупных игрока. Мы видим себя одним из этих игроков», - цитирует РБК Артура Акопьяна, партнера UFG Private Equity. У агрегатора нет своего таксопарка, поэтому, выходя в регионы, сервисы привлекают либо водителей из других фирм, либо под свой бренд готовые диспетчерские службы целиком. Так, по нашим данным, в Вологде сервис «Везет» начал работать на базе одной из фирм такси. - Когда в фирму, где я работал, пришел бренд «Везет», я оттуда ушел, - рассказывает таксист Евгений Семенов (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). - Дешевые тарифы, которые они продвигают, по моим наблюдениям, приводят к тому, что водители вынуждены работать вдвое больше. Политика крупных компаний такова, что они давят местные такси, а затем поднимают ценник. Пиар-менеджер федеральной службы заказа перевозок RuTaxi Зоя Австрийская сообщила в ответе на запрос нашей газеты, что сервис «Везет» стремится сделать поездки на такси доступными для максимального количества людей, и от дальнейших комментариев воздержалась. Из этого утверждения можно сделать вывод, что курс на низкие тарифы будет продолжен. Федеральные СМИ распространили заявление UFG Private Equity о том, что вложили в проект порядка 100 миллионов долларов, а теперь единая компания хочет привлечь дополнительное финансирование на сумму до 200 миллионов. Эти средства будут в основном направлены на развитие на российском рынке - «выход в новые города, продолжение консолидации рынка, инвестиции в совершенствование мобильного приложения, маркетинг и субсидии водителям». Бонусы не будут вечными? По мнению представителя диспетчерской службы «057» Юрия Тарбакова, приход на вологодский рынок крупных федеральных игроков может в перспективе серьезно ударить по региональному бизнесу в этой сфере. - Они занимаются самым настоящим демпингом, выдавливая с рынка вологодские предприятия, подрывая бизнес конкурентов, - поясняет свою позицию Юрий Владимирович. - Их основная тактика заключается в том, что они предлагают водителям специальные бонусы. По сути, это компенсация: провозишь пассажира за 50-70 рублей, остальное тебе доплачивает компания. Фирмы, которые работают в большинстве российских регионов, зарабатывая в день миллионы рублей, имеют возможность тратить на рекламу и продвижение в новые регионы огромные деньги. С коллегой согласен директор диспетчерской службы «Персона» Игорь Паничев. - Новые диспетчерские службы привлекают к себе водителей более удобным сервисом и количеством заказов, но заказы растут за счет снижения тарифа. В итоге пострадают все, - считает он. - Водители зарабатывают все меньше и меньше, экономят на обслуживании авто, работают по 10-12 часов. Качество и безопасность пассажиров страдает. В некоторых регионах тарифы уже от 29 рублей. Водителям надо зарабатывать сегодня, а на перспективу никто не думает. У нас есть примеры многих городов: почти везде, где сетевые фирмы победили, доплаты отменяют, а тариф остается низким. Владельцы бизнеса, связанного с такси, напоминают, что содержание машины, особенно такой, которая нещадно эксплуатируется, - удовольствие дорогое. И если в тариф не заложены амортизация и другие расходы водителя, то в конечном итоге таксист должен больше работать, чтобы все это «отбить», а это, в свою очередь, приводит к главным негативным последствиям - ухудшению качества и безопасности услуги. Игорь Паничев рассказал, что многие водители, сотрудничающие и с его диспетчерской службой, и с другими, работают на несколько фирм сразу. Абонентская плата составляет от 1500 до 3500 рублей в месяц, а полностью легальная деятельность, по его словам, обходится водителю такси менее рубля на один километр рабочего пробега. Он против водителей, у которых нет разрешительных документов на работу в такси, так как это делает водителя не только «невидимым» для налоговой инспекции, но и неуловимым для контролирующих органов, если по вине недобросовестно организованного бизнеса происходят серьезные ЧП. По решению суда в регионе уже привлечены к ответственности несколько диспетчерских служб, в том числе и федеральные сети, за оказание услуг ненадлежащего качества - у кого-то в ДТП пострадали люди, кто-то просто работал без соблюдения законодательства. Но станут ли качество и безопасность перевозок надлежащими от усиления конкуренции - вопрос пока открытый. "Красный Север" № 63, 14 июня, 2017 Фото Сергея Юрова Комментарии
Виталий Рождественский, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области: - По результатам прокурорских проверок в Вологодский городской суд направлено четыре исковых заявления о запрете деятельности диспетчерских служб такси ООО «Максим-Вологда», «Такси Микс», «Димон-057» и ООО «Единая диспетчерская служба». В настоящее время исковые заявления судом рассмотрены и удовлетворены. Исполнение этих решений находится на контроле прокуратуры области. Сергей КУЗНЕЦОВ, заместитель прокурора Череповца: - Череповецкий городской суд рассмотрел три иска прокуратуры о запрете осуществления деятельности такси «Экспресс», «Ока-информ» и «Везет». У них выявлены многочисленные нарушения: не проводились предрейсовые осмотры водителей, регулярные и ежедневные осмотры транспортных средств, не все водители были официально трудоустроены и имели разрешения на осуществление перевозок. Ранее и эти организации, и их водителей уже привлекали к ответственности, но ситуация в лучшую сторону не изменилась. Так, например, такси «Везет» при рассмотрении дела в суде предоставили документы, подтверждающие законность работы 50 водителей, тогда как в ходе прокурорской проверки установлено, что в данной организации осуществляют перевозки более сотни водителей. Поэтому все наши иски городским судом были удовлетворены. Деятельность такси «Экспресс» на территории города запрещена полностью, а в отношении такси «Ока-информ» и «Везет» вынесены запреты на привлечение к работе водителей без разрешений. В настоящее время решения суда не вступили в законную силу. За неисполнение вступивших в силу решений суда действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. "Красный Север" № 63, 14 июня, 2017 |
|
||||||||||
|