Метод передвижения: на автомобиле (от г.Череповец 28 км по трассе А114 Вологда Новая Ладога до отворотки на Кадуй, 18 км – до Кадуя, проехав АЗС упираемся в стеллу рп.Кадуй, берем левее, проезжая вокзал на Т образном перекрестке уходим направо и не сворачивая более ни каких перекрестках выезжаем из рп.Кадуй, далее 20 км от Кадуя на север до поселка Зеленый Берег). Координаты:59.32575, 37.17927 (фото кликабельно)
Самый значительный исторический и архитектурный памятник на территории Кадуйского района - монастырь преподобного Филиппа Ирапского, основанный в 1517 году в царствование великого князя Василия Иоанновича. Житие основателя монастыря представляет собой настоящую летопись Андоги, в которой названы имена многих крестьян, исцелившихся благодаря мощам праведника.
Из истории Филиппо-Ирапского монастыря
Сначала это был маленький монастырь: в 1548 г. по описи Филиппо-Ирапская пустынь имела всего 8 десятин земли «три чети пашни в поле, да покосов на 35 копен». Иван IV в борьбе с феодальной знатью поддерживает духовенство и монастыри, щедро раздает как «черные» земли, так и земли, отнятые у опальных бояр. Филиппо-Ирапскому монастырю было отмежевано от Андогской черной волости «дикого лесу, красного бору вверх по реке Андоге на две версты, а вниз на три версты со всеми угодьями». Другая жалованная грамота царя отдавала монастырю «рыбные ловли от устья Суды вверх до реки Колпи и в Колпи речке на 5 верст, а в Андоге реке от Суды вверх до Перина озера, теми озерками, Периным озерком и озерком Заозерье, и с истоком и с островком, что на Заозерье, и черным лесом и всеми угодьями». В результате этих пожалований владения монастыря раскинулись по рекам на 120-150 верст (по Суде до Колпи около 50 верст, по Колпи 5 верст и по Андоге от устья до озера Перино около 80 верст. Монастырь cтал крупным держателем угодий, но крепостных крестьян не имел. К концу XVII в монастыре была построена деревянная церковь, кельи для монахов, помещения для приходящих богомольцев, хозяйственные постройки, и все это обнесено деревянной стеной. Между 1611 и 1618 гг. монастырь был сожжен и разграблен проходившим отрядом литовцев. Предание гласит: «Когда литовцы попытались разрушить пол церкви, чтобы убедиться, что преподобный погребен именно здесь, то внезапно были опалены огнем, исходящим от его гроба». Затем монастырь отстроился и продолжал богатеть. В 1688 г. монастырь был приписан к патриаршему Воскресенскому монастырю в Череповце, но это не уменьшило его значения. Очевидно, служители церкви и сам патриарх придавали большое значение Филиппо-Ирапскому монастырю. В 1699 г. здесь на месте деревянной церкви строится каменная – Троицкая, с приделом в честь Филиппа Ирапского на месте его погребения. Ввиду размывания берега реки Андоги, придел перенесли на правую сторону собора в XIX в. В 1673 г строится тёплая деревянная церковь Казанской Божьей Матери., а в 1735 г. вместо деревянной начато строительство каменной. Синодальная «Ведомость об упразднённых монастырях и пустынях Вологодской епархии» 1768 г. сообщает, что в Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни помимо двух церквей, каменной и деревянной, имелась деревянная колокольня с пятью колоколами и железными часами, всего 7 настоятельских и братских келий, в ризницах хранилось 43 печатные книги и 2 рукописные. О внутренней жизни «монастырской братии» Филиппо-Ирапской пустыни известно мало. Привольная жизнь «старцев» привлекала к монастырю всякого рода людей, так что дворянское государство всерьез было обеспокоено, как бы это не привело к сокращению числа помещичьих и государственных крестьян. В 1764 г. и Филиппо-Ирапский монастырь был закрыт, а его церкви стали обыкновенным «приходом». Но через 28 лет, в 1792 г., сгорел монастырь под Череповцом (Воронина Успенская Богородицкая пустынь, в 13 верстах к югу от города) и погорельцев-монахов перевели в бывшую Филиппо-Ирапскую пустынь. Монастырь опять ожил. Постепенно в его подчинении сосредотачиваются значительные земельные владения. В середине XIX в монастырь все более втягивается в торговлю, рядом вырастает торговое село Никольское, а лесопромышленники гонят по Андоге лес. Монастырь оказывается на дороге между волостями, расположенными по Андоге (Андогской и Прягаевской), и волостями с селениями по средней и нижней Суде (Пусторадицкой, Смердячской), Колпи, Ворону, Петуху, Кензе, а также по Шексне. В 1865 г. начинается постройка каменных стен вокруг монастыря. Строители придают им вид древних монастырей, которые одновременно служили крепостями. В 1870 г. построена каменная колокольня вместо ветхой деревянной. На ней размещалось 8 колоколов. Из них Благовестный весил 149 пудов, а полиелейный - 40 пудов. Святые врата с Троицкой башней находились в южной стене монастырской ограды. Малые святые ворота были за алтарем Троицкого собора. В окружающей пустынь ограде находились братские и игуменские кельи, трапезная, склады для монастырского добра и для товаров, башни: Слесарная, Архивная, Северная, Троицкая, Конюшенная. Монастырские традиции предполагали крестные ходы - общие: на Крещение Преполовение, Происхождение честных древ - все на реку Андогу и с водосвятием и местные: 21 марта в день пришествия преподобного Филиппа Ирапского, вокруг пустыне и дальше до сосны на берегу Андоги; 21 июля и 22 октября вокруг пустыни; 28 июля в деревне Смешково, к часовне в честь Преподобного Филиппа Ирапского. Этот обычай введен по просьбе крестьян, когда в конце XIX в. произошел большой падеж крупного рогатого скота. Монастырь всерьез намеревался перехватить торговлю и ярмарки в Андогских Сёлах (с. Никольское), но полностью это не удалось. Вплоть до 1917г. монастырь был крупные землевладельцем и вел торговые дела. В 1907 г. у него было 15 десятин пашни, 40 десятин сенокоса, 582 десятины строевого леса и неудобной земли 601 десятина. По данным другого источника: Монастырь преподобного Филиппа Ирапского основан в 1517 году в царствование великого князя Василия Иоанновича. В Смутное время между 1611-1618 годами пустынь была «пожжена и разорена, токмо церкви сохранились» после набега шайки польско-литовских захватчиков. Предание говорит: когда поляки, подстрекаемые любопытством, пожелали убедиться, действительно ли погребен преподобный на указанном месте, и пытались разрушить пол церкви над его мощами, то внезапно были опалены огнем, исшедшим от гроба преподобного и в ужасе бежали. В 1676 году пустынь была восстановлена. Устроение обители преподобного Филиппа быстро подвинулось вперед, когда она в 1688 году была приписана, грамотою Патриарха Иоакима, к Патриаршему Воскресенскому монастырю, бывшему в Череповце. В 1699 году на месте пустыни возник каменный монастырь, просуществовавший до 20-х гг. ХХ века. При учреждении монастырских штатов в 1764 году, Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь вместе с Череповским Воскресенским монастырем была упразднена, и монашествующая братия распределена по Вологодским монастырям, а в пустыни определен приходский священник. Пустынь была упраздненной 28 лет. Во второй половине XIX века Филиппо-Ирапская обитель — исправительное учреждение для провинившихся духовных лиц. В 1912 г. при большом скоплении местного населения и паломников обновленная пустынь отмечала свое 400-летие. Из-за исключительно красивого положения и прекрасных экологических условий (чистая река, сосновый бор, обилие даров леса) возник проект организации при монастыре царской дачи, и была уже куплена икона, с которой монахи предполагали встретить царя, но революция зачеркнула этот план. 2 июля 1915 года в газете «Новгородский Север» напечатано письмо иеромонаха Филиппо-Ирапской пустыни Антония с предложением устроить в пустыни лазарет для больных и раненых воинов, которые томятся сотнями и даже тысячами в городских лазаретах в страшной духоте. «Кругом монастыря во все стороны сухой сосновый бор, изобилующий грибами и ягодами. Среди монашествующих найдутся такие лица, которые с радостью согласятся принять на себя обязанности братьев милосердия». В 1914 году настоятелем пустыни назначается иеромонах Леонид (Молчанов). Его труды по материальному и церковному укреплению пустыни были замечены. В марте следующего года о. Леонид возводится в сан игумена. Имя игумена Леонида (Молчанова) на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. (Будучи настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря, в 1918 году о. Леонид был признан врагом советской власти и расстрелян). В 1918 году имущество обители было национализировано, а в монастыре открыт детский дом для сирот гражданской войны, а монахов обязали работать в сельскохозяйственной артели по обслуживанию детей. С 1925 г. в пустыни разместился дом отдыха «Андога» Леноблсовпрофа. В 1927 году обитель была закрыта. Колокол с колокольни сняли, да тот не дался в руки – упал с лодки, по сию пору лежит на дне Андоги, аккурат напротив монастырских ворот. В начале Великой Отечественной войны - госпиталь, после войны - дом инвалидов войны, затем С 1974 года прихоневрологический интернат. В середине 1990-х годов монастырские сооружения переданы Вологодской Епархии и до 2016 года постепенно разрушались. Отредактировал ser555 (24.01.2017 23:25:44) Окрестности Филиппо-Ирапского монастыря в начале XX в.
У святых монастырских ворот, над которыми возвышалась Троицкая башня, стояла тогда маленькая деревянная часовня. Неподалеку - глубокий овраг, на его кручах - столетние сосны, ели, березы. По дну оврага протекает речка Малый Ирап. Через него построен деревянный мост, соединяющий монастырь со старой гостиницей. Левее ее выстроена новая деревянная двухэтажная гостиница для дачников, с террасами и мезонином. На самой круче, у моста, имеется открытая столовая для богомольцев, которых летом, в праздники, бывает очень много. Правее гостиницы протекает река Андога, через которую устроен паромный перевоз и лавы для пешеходов. Ближайшее селение за рекой - деревня Смешково, стоящая от монастыря на две версты. Посреди деревни - деревянная часовня. На гористом, правом по течению, берегу Андоги - громадный сосновый бор. Левы» берег - низменный, на нем поля и покосы. Вдали видны две каменные церкви с колокольнями - это андогские села, находящиеся в трех верстах от монастыря. В течение года здесь часто бывают сельские ярмарки. С версту повыше сел по реке Андоге находится имение господина Белова, а далее - барона Траубе. Возле монастыря имеется большая площадь, называемая «биржей», так как завалена монастырским дровами и бревнами. Посредине стоит крытое гумно с двумя овинами недалеко - сарай для соломы и сена, ближе к монастырю - сарай для склада лесного материала. На речке Большой Ирап устроена мельница, где имеется толчея, чтобы молоть овес и муку. Есть тут и привод, с помощью которого вырабатывается дранка для крыш. Неподалеку от мельницы выстроена новая кузница. Дорога проходит через плотину мимо смолокуренного завода, далее сосновым бором на протяжении 20 верст она тянется до железнодорожной станции Кадуй. См. "Жития Филиппа Иранского" См. Описание Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни написано свящ. Александром Нечаевым в 1912 г. Отредактировал ser555 (24.01.2017 23:21:13) Преподобный Филипп Ирапский
Преподобный Филипп Ирапский Из жития: Монах Кириллова монастыря Корнилий основал Комельский монастырь на реке Нурма (7 – 8 км от нынешнего Грязовца). Во времена правления великого князя Василия Иоановича, летом 1494 г. пришел к обители отца Корнилия мальчик 12 лет по имени Феофил. Приютил его «христолюбивый муж именем Василий». Мальчик каждый день приходил к церкви Божьей, а ночью молился без сна неустанно. Услышал о нем преподобный Корнилий, повелел привести к себе и начал расспрашивать Мальчик же, весь в слезах, не мог отвечать ему. Святой спросил, кто он и откуда. Выяснилось, что родители Феофила были добрые христиане и умерли уже давно, от соседей мальчик узнал свое имя. Он попросил дозволения остаться в монастыре у Корнилия, на что получил одобрение. Три года был послушником, работая на братию «готовя всякие сосуды на потребу братии». Святые братья полюбили его за кротость и послушание, и просили Корнилия о постриге Феофила. В 15 лет он принял постриг и наречен был Филиппом, научен грамоте и допущен к божественным писаниям. Филипп прошел все монастырские службы: работал в пекарне, рубил дрова, носил воду, днем служил братии, а ночью Богу молился, стоял на молитвах и к церковному пению поспевал всегда. Так продолжалось в течение 15 лет, видя его старания, братья просили Корнилия поставить Филиппа в священный сан, но он принял за грех признание людское и просил преподобного Корнилия отпустить туда, куда Бог повелит. В ответ на молитвы явилась Филиппу Святая Богородица Одигитрия и велела идти в «уготованное место». Сей же ночью, ничего не взяв с собой, кроме ризы, он отправился путь и, дойдя до монастыря святого Спаса на Кубенском озере, попросил благословения у инока Германа. Дойдя до Белозерска и не найдя места своего, направился Филипп к реке Андоге. Обойдя много мест, дошел до «красного дерева сосны», что на высоком берегу реки и явился ему во сне ангел «Отче Филиппе! Здесь уготовил тебе Господь место» Случилось это 8 мая 1512 г. (по др.редакции «Жития...» 8 мая 1517 г.). Поутру отправился Филипп к наместнику той земли князю Андрею Васильевичу Шелешпанскому и молил отдать землю, где ныне церковь стоит. Князь пришел на место и посохом своим очертил земли от Андоги до Малого Ирапа. Преподобный Филипп по чертежу княжьему ров вырыл, в крутом берегу Андоги выкопал себе келью и стал жить, молясь святой Троице. Князь Андрей, придя в село, рассказал брату Ивану и гостям, пришедшим к нему на пир, о поселение святого человека. Обрадовались гости и вознесли хвалу богу. А Иван обиделся, что Филипп ему не докладывался, и решил прогнать святого с земли. Андрей отговаривал его, и весь народ просил не изгонять преподобного отца, но разозленный Иван вскочил на коня и погнал к пустыни. Только конь его не пошел за ручей, встал как вкопанный, а от удара плеткой, закусил удила и понес вспять до села к церкви святого отца Николы чудотворца и «поразил его о камень» насмерть. А сам проскакал две версты, запутался «в виловатой березе» и умер. Князь Андрей похоронил брата и поехал в пустынь к Филиппу, рассказать о гибели брата. Давал серебра в помин, но преподобный его не взял, а попросил вместо этого земли. Умилился князь и отдал земли между Большим и Малым Ирапами на вечное владение, помог поставить молитвенный храм и часовню. Построили Троицкую церковь и нарекли пустынь Красноборской Свято-Троицкой Филиппо-Иранской пустынью. Стал Филипп молиться о мире, тишине и благоденствии всех христиан, приходили к нему люди из разных мест, желая услышать поучения сподвижника о том, как спасть душу от греха. Однажды услышал Филипп глас трубный и грохот как во время брани, хотя никакой брани поблизости не было. Это пришли к нему бесы, велели ложиться спать и не мешать им, но сотворив молитву, Филипп обратил бесов в прах. После того стали приходить к нему «злые человеки» и «многие досаждения» творить. Видя веру преподобного, и они отступили. Тогда пришел к келье Филиппа бес в образе монаха, толкнул дверцу и вошел к нему. Трижды просил святой сотворить молитву и трижды бес отвечал: «Ныне и присно и во веки веков «. Тогда Филипп изрек: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Услышав это, бес вспыхнул и исчез. Испугался Филипп и захотел уйти из того места, но остановил его глас Божий. Как-то пришел к нему один поселянин Мелентий, и оставил его Филипп на ночь в монастыре, а сам стал службу творить по келейному обычаю. Мелентий проснулся в полночь и увидел в оконце, что руки молящегося Филиппа светятся в ночи «аки свечи огненны». Наутро рассказал он о ночном видение людям, и укрепилась их Вера в Бога пуще прежнего. В следующий раз посетил святого очень благочестивый человек по имени Семион, по прозвищу Судок, и ему рассказал Филипп о жизни в монастыре Корнилия Комельского и о том, как услышал Божий глас. Приходившим к нему крестьянам оставил Филипп поучение «христианам той же веси». Преподобный был очень скромным человеком. Это был простой молитвенник земли Русской. Но еще при жизни его отличали за миролюбие и утишение зла. Такой же простотой отличается и молитва святому Филиппу Ирапскому, в которой фактически одно лишь прошение: «Молися о нас... да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». Недаром Филиппа называют утешителем души. Он имел известность и как проповедник. Некоторые из поучений Филиппа большей частью в отрывках или в виде кратких изречений, сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны как образцы северно-русской проповеди XVI века. Приходивших к нему преподобный учил чтить родителей, любить сродников и ближних, помнить, что нищие и убогие - наши ближние и что Сам Господь любил нищих. Он учил говорить всегда всем правду и напоминал слова апостольские: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет, 5, 5). Инокам он говорил о скорбном их пути и о том, как суровым путем и молчанием угождать Богу. Учил следить за своими мыслями и помнить о будущем, а не о маловременном настоящем. Сохранилось его изречение: «Кто осуждает других, тот не уразумел себя и не вел борьбы с самим собой!». Особенно он советовал всем читать псалмы, говоря: «Ничто так не отгоняет бесов, как пение псалмов Давидовых». Прожив в пустыне 15 лет, в трудах и молитвах, 14 ноября 1538 года Филипп умер в возрасте 45 лет. Похоронили его Герман и пришедший инок Иов на месте, указанном им самим. Память Филиппа 14 (27) ноября. http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=410 http://cultinfo.ru/ http://cultinfo.ru/centres/regional-cen … f-culture/ Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:16:54) Легенды
Существует несколько легенд, связанных с именем и жизнью Филиппа. Житие Филиппа Ирапского сообщает о том, что однажды ночью молящемуся Филиппу был глас: «Раб мой возлюбленный, изыди отсель, аз укажу ти уготованные места». После долгих исканий Филипп пришел на берег реки Андоги. Именно там он поставил крест и вырыл землянку. Земля, на которой обосновался инок, принадлежала двум братьям - князьям Шелешпанским. Князь Андрей разрешил иноку остаться и даже начертил ему посохом границу владений - от реки Андоги до реки Малый Ирап. Князь же Иван решил прогнать пришельца, за что князя Бог и покарал: «и приехал князь к Малому Ирапу, и стал конь, и не пошел за ручей. Князь же ударил коня бичом, конь взъярился на князя, закусил узду и понес вспять, принес к церкви святого Николая Чудотворца и скинул его о камень, и умер князь Иван». Конь переплыл через р. Шулму... заскочил в вилы березы и тут удавился. После этого случая князь Андрей пожаловал Филиппу участок земли между большим и малым Ирапами на помин души погибшего брата Ивана. Отредактировал ser555 (24.01.2017 23:26:52) Уже история Российская:
В 1995 году администрация Кадуйского района безвозмездно передала Вологодскому епархиальному управлению бывший Андогский психоневрологический интернат для восстановления и использования под монастырь. Петербургский архитектор Варакин Е.П. сделал архитектурные чертежи монастыря (сейчас они находятся в Воскресенском соборе). Монастырь пытались реставрировать, но из-за недостатка финансирования дело забросили. В последующие годы владения бывшим монастырем Вологодская епархия так и не обеспечила надлежащую сохранность имущественного комплекса. Большой ущерб был нанесен монастырю в результате пожара летом 1996 года. В настоящее время здания не используются, находятся в аварийном состоянии. В 2000 г. были обретены мощи Филиппа Ирапского на месте его погребения (возле стены Троицкого собора) и перенесены в восстановленную часовню преподобного в центре Череповца, на Советском пр., 31. Кадуйчане считают, что это заметно снизило ценность монастыря в глазах возможных паломников. Известно, также, что именно в эти годы, администрация Кадуйского района совместно с Череповецким Городским Агентством Развития пыталось разработать программу по развитию туризма на территории бывшей Филиппо-Ирапской пустыни. В конце-концов от этой затеи отказались. Примерно в те же годы череповецкие власти предложили администрации Кадуйского района разместить в Филиппо-Ирапском монастыре реабилитационный центр для наркозависимых людей. Но из-за протестов местных жителей эта благая идея сошла на нет. Так же было предложение московских православных медиков организовать здесь современный онкологический центр, но это осталось только предложением. Время от времени пытались оживить это место туристические фирмы. Так, директор ООО «Живой мир» неоднократно пыталась вывезти туристов в Зеленый Берег, но бывший главврач психинтерната отказывался пускать внутрь. Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:29:24) 14 мая 2006 г. на территории п. Зеленый Берег состоялся субботник. Студенты и преподаватели ЧГУ убирали территорию Филиппо-Ирапской пустыни и выносили строительный мусор. Там же в 16.00 состоялся молебен, где отец Сергий, настоятель Филиппо-Ирапской церкви в Кадуе, сказал, что сегодняшний день "стал третьей страницей в жизни Филиппо-Ирапского монастыря" (первая, когда сюда пришел Филипп Ирапский, вторая - дни при Советской власти). Помощь в организации субботника оказали череповецкое отделение Вологодской общественной палаты, администрация Кадуйского района.
Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:30:03) Через год, в мае 2007 г., состоялся второй субботник, организованный преподавателями ЧГУ. А перед этим 15 апреля состоялись концерты творческих коллективов ЧГУ в с. Никольском и п. Кадуй с целью привлечь внимание к проекту "Возрождение сел Андогского края и Филиппо-Ирапского монастыря".
Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:30:50) 5 июля 2009 г. в Свято-Троицкую Филиппо-Ирапскую пустынь открыт паломнический маршрут.
В 2010 году шефство над Филиппо-Ирапским монастырем взяла молодежная организация «Ассоциация лидеров» из Кадуя. Летом и осенью 2010 г. «лидерцы» провели экологические субботники на территории Филиппо-Ирапской пустыни. 24 июля 2010 года торжественно отмечалось 10-летие обретения мощей преподобного Филиппа-Ирапского. В мае 2011 года в Филиппо-Ирапской пустыни провели два дня ребята из отряда юных разведчиков преподобного Сергия Шухтовского вместе с череповецкой группой волонтеров. Цель поездки – помощь монастырю. Ребятам предстояло очистить монастырские стены от земли, чтобы они смогли «дышать». За два дня работы было очищено до фундамента 45 метров монастырских стен, покопаны траншеи глубиной полметра и шириною в 70 см. Ребятам приходилось по ходу работы сортировать землю, выбирать из нее кирпичи и стекла. Наталия Писарева сказал(а) 17 сентября 2010 г. "Ассоциация лидеров" в третий раз посетила уже полюбившийся всем Филиппо-Ирапский монастырь. Дел там, как я уже писала ранее, – непочатый край, поэтому помощь молодёжи приходится как нельзя кстати. Начинания ребят поддержал и Николай Николаевич Шишкин, который вместе с мальчишками, принялся ремонтировать крышу. Девочки в это время занимались благоустройством территории. Прощаясь с «лидерцами», Виталий Валентинович Тонков, смотритель монастыря, подарил им документы, в которых описана история этого места. Теперь на занятиях наши активисты увлеченно изучают бумаги, и это не может не радовать: здорово, когда молодежи интересна судьба родного края и, в частности, таких древних памятников архитектуры. От себя добавлю, что будущее Филиппо-Ирапского монастыря зависит от нас с вами. Нельзя допустить, чтобы главная культурная достопримечательность нашего края, исчезла с лица земли. Помните, здесь рады любой помощи! «Я буду вас ждать», - эти слова Виталия Валентиновича прочно засели в памяти ребят из «Ассоциации лидеров», и, конечно, при первой же возможности они снова приедут сюда, чтобы внести свой посильный вклад, чтобы древний монастырь жил и радовал всех своей красотой. Газета "Наше время" (рп. Кадуй) http://forum.cherepovets.net/index.php?showtopic=195975 http://manorg.ucoz.ru/publ/7-1-0-4 Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:31:42) Приведу отдельные выписки из беседы М.Сизова с В.В.Тонковым который присматривал за монастырем до февраля 2016 года:
– Сейчас-то церкви нет, разрушили. А щера, о которую князь ударился, до сих пор лежит. Щера – это плоский камень, у нас в земле таких много, красный шпат. Ими раньше выкладывали мостовые, лестничные ступени. Вот такая щера и лежала ступенькой у входа в храм. Конь перед ней резко остановился, так что князь кубарем слетел и – головой о камень. Смертельный исход. – Так вот в чем дело, – вдруг вспомнил я. – На иконе преподобного нарисован человек, падающий с лошади. Я еще подумал, что это с именем Филиппа связано: ведь по-гречески «фило» – любить, «иппо» – лошадь. – Любитель лошадей? – заинтересовался мой проводник. – Да, лошадь послужила ему. После смерти брата князь Иван приехал к Филиппу и предложил ему денег. Видно, понял, что инок-то не простой, раз за него животные заступаются. Преподобный от денег отказался, а попросил земли... Вот здесь как раз угодья Филиппо-Ирапской пустыни и начинаются. Миновав лес, мы вышли к обширной поляне, на которой лежали трубы огромного диаметра. – Это тоже монастырские? – Нет, трубы газовики оставили. Они в двух километрах отсюда газопровод чинят и попросили у меня площадку. Я им выделил кусок заросшей пахоты, на которой уже березки выросли – с условием, что они ее расчистят. – Вы бы денег попросили на восстановление пустыни. – Пусть лучше землю окультурят, – рассмеялся Виталий. – Просить мы не можем, потому что деньги некуда складывать. Община при молитвенной комнате в монастыре хоть у нас и создана, но не зарегистрирована. Так что ни юридического лица, ни счета у нас нет. Да и под что деньги просить? До сих пор не понятно, как монастырь будет использоваться. Я вам позже расскажу, эта история на хороший детективный роман тянет. А пока постройки и земля, которой около 50 гектаров, считаются сельхозучастком череповецкого Воскресенского собора. Фактически же брошенная земля. Вскоре вышли мы на улочку небольшого поселка. Единственным признаком жизни был оставленный кем-то, видимо, газовиками, гусеничный вездеход. За ним я и увидел Филиппову пустынь – низенькую крепостцу с высокими сторожевыми башнями. На верхушке одного из шлемовидных шатров установлен непомерно огромный восьмиконечный крест. – Теперь хоть на монастырь похоже, – перекрестился я на возрождающуюся монашескую обитель. – Вы крест имеете в виду? – удивился Виталий. – Так он и раньше стоял, когда я психинтернатом заведовал. В 90-м году, помню, мы ремонт затеяли, и крышу на башнях взялся покрыть Василий Горбухин – человек сурьезный, лет 15 на зоне отсидел. В драке на танцах четверых человек убил вроде. А как вернулся, жил здесь. Непредсказуемый. Покрыл крышу и крест сверху поставил. Захотел – и поставил. Самочинно. – Верующий был? – Не знаю, никогда мы с ним про это не говорили. Сам-то я только в 94-м крестился, за несколько дней до закрытия психинтерната. Как оказалось, пустынь стоит на мысу, который с трех сторон омывает Андога. Несколько шагов в сторону от крепостной стены – и крутой обрыв в реку. Почти рядом с обрывом в землю врыт еще один крест. – Вот здесь мощи преподобного мы и нашли, – остановился мой гид. – Как здесь?! За монастырской оградой? – Земля ведь тоже живая, на месте не стоит. Из года в год осыпался берег, и ограду перенесли подальше. А могила святого Филиппа осталась на прежнем месте. Мы об этом не сразу догадались, почему и долго велись поиски. Начались они в 99-м году. Отец Александр, бывший тогда настоятелем череповецкого Воскресенского собора, привез местных археологов. Они ничего не нашли. Потом приехала бригада специалистов и Генпрокуратуры. Перед этим они в Кириллове на горе Маура пытались обнаружить мощи расстрелянного епископа Варсонофия. Там не получилось, а тут повезло. К тому же о.Александр документы поднял и выяснил, что церковь, построенную Филиппом и под которой он был похоронен, перенесли в глубь мыса. Нашли мы фундамент старой церкви, и когда начали расчищать площадку, мощи тут и вышли. Оказывается, они всего в полуметре от поверхности земли лежали. Сначала нашли плечевую кость, потом гроб – осиновую колоду. Когда собрали останки вместе, то не досчитались костей позвоночника, ребер, некоторых частей рук. Это поляки постарались – в 1610 году они захватили пустынь, выкопали мощи и разбросали в разные стороны. Потом уже благочестивые люди собирали их... – Шизофреническая какая-то «любовь» у поляков к святым мощам, – возмутился я. – Также они поступили и с останками Стефана Пермского, когда вошли в Москву. – А в Киеве – раскидали мощи святой княгини Ольги, крестительницы Руси. Только это не шизофрения, я вам как психиатр говорю. Потому что их действия логичны и объяснимы. Какая у них была цель? Сделать Русскую землю своей. Но земля-то наша, покуда жива, ни за что не отдастся иноверцам. А живой ее делают именно мощи святых, которые не просто лежат в земле, а чудотворят – уже сейчас предваряют собой всеобщее воскрешение и вечную жизнь. Полный текст: http://rusvera.mrezha.ru/418/4.htm Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:33:12) еще интересная информация:
По одной из легенд, в 1925 году, когда из монастыря водным путем пытались вывезти наиболее ценные реликвии, один из колоколов затонул рядом с монастырем в излучине реки Андоги, глубина которой в том месте около 4 метров. Н. Николаев несколько раз нырял в глубину, пытаясь обнаружить затонувший колокол, а я фиксировал верёвку, соединяющую бывшего подводника с берегом. В этом году ему так и не удалось отыскать колокол. К будущему сезону он намерен подготовиться более основательно. Я надеюсь, что мне удастся вновь помогать Н. Николаеву в этом интересном поиске. Время путешествия пролетело незаметно. А в сентябре, когда я уже начал учёбу в школе, приятной неожиданностью для меня стала публикация в газете «Курьер» от 13 сентября 2006 года под названием «Полет через Андогу», где я увидел знакомые места и людей, с которыми я был рядом. Именно здесь я сумел прикоснуться к святыням русской культуры, узнать много нового и интересного для себя. Черепков А. Репортаж от стен Филиппо-Ирапского монастыря / А. Черепков // Православные святыни родного края : материалы IV Малых Таисьевских чтений (25 ноября 2006) / науч. ред. и сост. Е. В. Шалашов. – Череповец, 2007. – С. 42-43. Отредактировал ser555 (25.01.2017 00:56:05) В 2013 году рассматривался такой вариант:
Проект Дьячковой Алены (ВоГТУ): Реконструкция Филиппо-Ирапской пустыни с приспособлением под интернат для детей с ограниченными возможностями http://forum.cherepovets.net/index.php?showtopic=195975 Отредактировал ser555 (25.01.2017 01:06:58) публикация 1907
Отредактировал ser555 (25.01.2017 01:31:56) публикация 1910 года
Отредактировал ser555 (25.01.2017 01:41:17) Устройство монастыря (немного повторимся по указанному выше):
Монастырь в плане представляет собой замкнутый четырехугольник, составленный по периметру из зданий и крепостных стен. Внутри каре поделено на две части - хозяйственный двор, где были конюшни, мастерские и т.д., и жилой двор с церквями. Для каждой кельи сделан отдельный вход. Обычно русские монастыри – монастыри «гостиничного» типа, длинный коридор с множеством дверей. Пустынь имеет две каменные церкви. Одна из них соборная, во имя Живоначальной Троицы, построена в 1699 году при настоятеле Филарете (Озадском) вместо деревянной, находится на северной стороне в монастырской стене у самых Святых ворот. Она была теплой, пятиглавой. В 1830 году случается довольно крупный пожар, повредивший Троицкую церковь и полностью уничтоживший деревянную колокольню. Поэтому, в этом же году заново возводится новая колокольня и ремонтируется Троицкий храм. По композиции объемов и решению фасадов здание было традиционным для русской архитектуры XVII века, хотя и лишено обычного для нее каменного узорочья. Храм дошел до нас в сильно перестроенном виде.
фото Троицкого собора 1950 года Вторая церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в 1735 году, ныне обезглавленная, занимает центральное место. Возведена она в формах скромного провинциального барокко. В советские годы в этом храме была кочегарка. Прежде там гараж хотели устроить – начали рубить ворота, да не смогли кирпич раздолбить.
На восточной стороне монастыря, на берегу реки Андоги находится каменная часовня. Рядом с ней под деревянной кровлей когда-то лежала огромная сосна, сломанная бурею и, по преданию, та самая, под которою преподобный отшельник Филипп Ирапский молился Богу, когда в 1517 году прибыл на это место. Сосна была вся изгрызена зубами усердных богомольцев, как целительница зубной боли. Отредактировал ser555 (25.01.2017 02:49:02) |
|
|||||||||
|