Сергей Саркисов — РБК: Ситуация с каско абсурдная из-за Верховного суда
Сергей Саркисов — РБК: Ситуация с каско абсурдная из-за Верховного суда
Страховой бизнес, по мнению совладельца и президента крупнейшей страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергея Саркисова, находится в критической ситуации, которую спровоцировали необоснованные тарифы на ОСАГО и судебные решения по добровольному автострахованию, увеличившие выплаты страховщиков.
Почему страховые компании переносят свои офисы в удаленные поселки и почему Верховному суду надо поставить памятник, Саркисов рассказал РБК.
Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского страхового рынка?
Сам факт того, что с учетом инфляции объемы рынка падают, говорит о том, что ситуация ненормальная. Даже в кризисные времена рынок рос. Это объективный факт, который заставляет задуматься о причинах. С моей точки зрения, их две. Первая – это ОСАГО, вторая – каско.
Кризисная ситуация в ОСАГО вызвана тем, что тарифы регулируются, причем регулируются неправильно. Они не позволяют страховым компаниям рентабельно работать на рынке, поэтому страховщики всеми правдами и неправдами стараются не продавать полисы. По-моему, это самый сильный контраргумент тем, кто говорит, что страховые компании много зарабатывают на ОСАГО. Если мы много зарабатываем на нем, то почему мы не хотим продавать полисы? Мы же не дегенераты, соображаем и считать умеем. Если бы каждый полис приносил хотя бы одну копейку, то мы с удовольствием бы их продавали. Один миллион полисов – это миллион копеек. Но мы стараемся не продавать, потому что нам это невыгодно. Нам говорят, что это социальное страхование, но если это так, то государство должно дотировать его, так же как и агрострахование.
Ситуация со страховкой каско абсурдная из-за странных решений Верховного суда. Они не учитывают, что страхование основывается на актуарных расчетах. Много случаев, когда оставляют в машине ключи, техпаспорт и ПТС, ее угоняют. В полисе прописано, что это не страховой случай. На самом деле страховщики делают часто исключения для порядочных клиентов и платят им. Но сейчас это просто стало бизнесом – люди обновляют свой автопарк. Верховный суд встает на их защиту и таким образом открывает безграничные возможности для мошенников.
Или другой пример. Известно, что страховщики делают скидки аккуратным водителям и поднимают тариф аварийным. При этом управлять машиной может только тот, кто записан в полисе. Но Верховный суд решил, что неважно, кто находится за рулем при аварии [В полис каско вписывается один человек, при этом за рулем может находиться кто угодно]. Актуарным расчетам не поддается то, что полис оформляется на 70-летнего дедушку, а за рулем всегда находится только что получивший права парень. В итоге из-за непорядочных клиентов или просто жуликов страдают добросовестные клиенты – мы поднимаем для них тариф. Получается, что мы вынуждены субсидировать мошенников за счет хороших клиентов.
Отдельного внимания заслуживает то, что закон о защите прав потребителей распространили на страхование. Нигде в мире такого нет. Как можно актуарно рассчитать штрафы [которые страховщики выплачивают за отказ платить по страховке], взятые с потолка? Я готов за собственные деньги поставить памятник Верховному суду за эту инновацию. Ни в одной стране мира закон о защите прав потребителей не распространяется на страхование.
Недавно РЕСО сообщила о переносе 22 филиалов из административных центров в небольшие населенные пункты. «Ингосстрах» последовал вашему примеру. Это ответ на прописанную в законе обязанность продавать ОСАГО в каждом офисе продаж?
А что делать? Все стараются сократить продажи в убыточных регионах.
Но при этом пока нет ни одной страховой компании, которая сдала бы лицензию по ОСАГО или каско. Почему?
Продали «Оранту», разве нельзя расценить это как сдачу лицензии? «Альянс» уходит вообще из розничного страхования. Уходят все иностранные компании. Они привыкли рассчитывать бизнес, привыкли работать в условиях предсказуемости. А у нас суды, убытки, а Госдума создала условия абсолютной непредсказуемости и абсурдности законодательных решений в угоду популизму.
Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
Нужно отпустить тариф по ОСАГО или хотя бы сделать коридор, который позволит покрывать издержки в тех регионах, где мы терпим убытки. Это позволит людям спокойно покупать полисы. Сейчас же люди в регионах стоят в очередях, как в советское время за продуктами. Ситуация просто неприличная, но нам не выгодно продавать, разве это нормально? Мы терпим убыток с каждого полиса до 30%. У меня есть французские акционеры, есть генеральный директор, у которого бонусная системы оплаты. Почему он и другие сотрудники не должны получать зарплату?
Пока ЦБ обещает поднять тариф на 25% и ввести 5% коридор. В отдельных регионах этого будет достаточно, а в наиболее проблемных это не исправит ситуацию. Там нужно менять коэффициенты, с помощью которых рассчитываются тарифы в каждом конкретном регионе. Такое уже делалось один раз: три года назад поменяли коэффициенты в проблемных регионах. Ситуация тогда нормализовалась на время.
У ЦБ есть такой инструмент: они могут посчитать необходимые изменения для каждого региона. Если все оставить как сейчас, то мы убьем региональный страховой бизнес окончательно. Мы большая компания, поэтому можем компенсировать часть убытков в одних регионах за счет маржи в других. А что делать компании, которая работает только в Челябинске, например, – непонятно.
А санкции как-то повлияли на страховой рынок?
Пока они имеют ограниченное влияние. Они проявились только в некоторых областях перестрахования, которые связаны с перестрахованием грузов, имущества компаний, попавших под санкции. Но это не катастрофа. Мы научимся как работать в таких условиях. Есть восточные рынки перестрахования, можно создавать собственные пулы. Главное, чтобы отчаянным головам не приходила мысль создать государственную перестраховочную компанию. Эффективность их работы известна. Не думаю, что вы предпочтете государственную парикмахерскую частной.
Что сегодня остается прибыльной частью страхового бизнеса?
У нас были очень хорошие результаты по ДМС, но в этом году, к сожалению, они резко ухудшились. Видимо, люди в сложные времена начинают больше лечиться. Возможно, боятся, что на следующий год уже не будет страховки от работодателя. Такое явление мы уже наблюдали в кризисы 2008 и 1998 годов, но после ситуация восстанавливалась. На этот раз мы тоже надеемся, что ухудшение вызвано временной нервозностью и не перерастет в тенденцию.
Неплохие результаты продолжает показывать страхование имущества физлиц. Раньше я верил в страхование жизни, но сейчас перестал. Его нет, и у меня нет надежды, что оно окрепнет, учитывая то, что правительство сотворило с НПФ. Говорю, может быть, несколько цинично, но зато честно. Но знаете, в страховании действует закон больших чисел: большой маржи нет нигде, но за счет большого количества полисов мы счастливы, даже когда имеем трехпроцентную маржу.
конечно работает она для этого и создана, чтоб по всякой ерунде гайцов не вызывали.
VMV:
а схема европротокола работает? или рисковое дело
Работает. Очень даже удобная штука по мелочевке.
если виновник согласен явиться в СК
а вот бывают случаи когда передумывает.. и начинаются проблемы.
Два года назад въехал задним ходом узбек в бочину в обе двери ГИБДДшники приехали сказали мелочи составляйте Европротокол и уехали, а он гад по русски писать не умеет, в СК пришел, а там его машину нужно для фото и с него объяснения в итоге я целый день пробегал пришлось просить из СК эксперта и девушку везти к нему на работу т.к. его оттуда не отпускают. Спасибо был знакомый нач. урег. убытков помог, а так бы набегался. Осторожнее с этими протоколами будьте.
А кто-нибудь сталкивался с ошибочным внесением страховщиком в базу РСА значения коэффициента безубыточности? Самки сабаки написали мне в Согазе 0,95 вместо 0,75.
Домовой:
базу РСА значения коэффициента безубыточности?
Блин , я об этом даже никогда не задумывался . Летом тоже в согазе чёта не так(больше) насчитали за новый полис(продлевал) , хотя страховых случаев не было ваще за мой вод. стаж (тьфу 3 раза).Соответственно поругался , девочка отправила запрос в головной офис и через некоторое время те дали добро и полис продали по нормальной цене . И ещё запомнил ,что она сказала -у меня класс будет 13 . Щас проверил КМБ там http://kaskometr.ru/kbm.html - 0,6 . Я так понимаю в согазе меня нае...ли ?
Когда возникла необходимости продления полиса ОСАГО еще в июне 2014 г, тоже несколько страховых ну в упор не видели меня в базе. Пришел в РГС, а там четко все видно. Так что точно, FOCUS*nik, точно "...нае...ли..."
FOCUS*nik:
И ещё запомнил ,что она сказала -у меня класс будет 13 . Щас проверил КМБ там http://kaskometr.ru/kbm.html - 0,6 . Я так понимаю в согазе меня нае...ли ?
Если и да, то в Вашу же сторону, похоже, т.к. 13 класс соответствует коэф. 0,5. А указанный сайт и все прочие подобные выдают как-то странно, как минимум устаревшие данные.
Врут там на сайте, у меня должно быть 0,7 (на сайте - 0,8), а у сына 0,95 (на сайте - 1)
Сходил на Мира, обещали поправить, только вот в какое время в базе изменится...
Прдсажите, а как дела обстоят в Росгосстрахе если по КАСКО там буду застрахован. Так же через суд, как по ОСАГО или можно надеятся на лучшее?
по КАСКО тебе попу будут целовать :) и принимать без очереди :)))
по каско в основном ремонт, так что проблем не должно быть.
sergik:
по каско в основном ремонт, так что проблем не должно быть.
Единственное НО, надо проверить вообще какие работы они будут делать? Я довольно не приятно столкнулся с уменьшением стоимости работ, стапель нужен был не сделали, переднюю подвеску вообще не проверяли, колесо было видно ушло. Стекло бракованное вставили. Тут надо смотреть в оба. При замене стекла сломали жабо.
это по каско?
Ну не страховая же это делала, её дело оплатить смету.