Вождение автомобиля зимой и летом – это две разные вещи, если речь идет о такой зиме, как в России. Важно учитывать не только то, по какому покрытию ты едешь, но и то, на каких шинах и с какой коробкой передач. Знания о том, как эксплуатировать автомобиль с той или иной коробкой передач зимой никогда не будут лишними.
Всего существует четыре основных типа коробки передач: автомат, вариатор, робот и механика. Слова наподобие «тип-троник», «мульти-троник», «изи-троник» обозначают лишь разновидности основных перечисленных типов. Итак, начнем по порядку. Коробка-автомат Коробку-автомат также называют просто «автомат» или используют аббревиатуру «АКПП» (автоматическая коробка переключения (а точнее «перемены») передач). Для того, чтобы прочувствовать эту коробку лучше не лишним будет узнать принцип ее работы. Грубо говоря, это герметичная емкость с маслом, по краям которой находятся два вентилятора или винта – как вам будет угодно. Один раскручивается от двигателя, а другой подсоединен к колесам. Машина едет как по маслу в буквальном смысле слова: крутящий момент с мотора передается на колеса благодаря получающемуся из-за кручения винтов току масла. Именно поэтому автомобиль с коробкой-автоматом начинает ехать на холостых оборотах, без подгазовки, стоит лишь перевести рычаг управления КПП в режим «Drive» (D). Первая особенность зимней эксплуатации автомобиля с автоматом – перед поездкой его нужно прогревать, как и двигатель. Делается это очень просто: ставим рычаг в положение «D» и стоим так, нажав на тормоз, около минуты. Чем сильнее мороз, тем дольше рекомендуется стоять, прогревая коробку-автомат. А то часты такие случаи, когда автомобилист, прогрев как следует мотор, уходит с места в отрыв, а потом очень удивляется – почему коробка передач вышла из строя. К слову, мало кто берется чинить автоматы, в основном они идут под замену. Многие автоматы имеют зимний режим езды, и включается он обычно кнопкой с нарисованной на ней снежинкой. Суть режима проста – передачи начинают переключаться позже, а обороты двигателя из-за этого держатся выше. Такой алгоритм делает тормозной путь короче, а сам автомобиль начинает лучше держаться в виражах. Почти также работает автомат и в режиме «Спорт», но обороты держит максимальные, пиковые для мощности. Минус зимнего режима работы коробки-автомат – увеличенный расход топлива, поэтому мало кто им пользуется. Зимой на автомобиле с коробкой-автомат логично ездить, используя, в зависимости от дорожного покрытия, функцию ручного переключения (если она есть) – это как раз то, что называется у разных производителей «тип-троник», «мульти-троник» или «изи-троник». Используйте торможение двигателем – последовательный переход на пониженные передачи. Чем дорога обледенелее, тем выше держим обороты мотора. При выезде на асфальт возвращаем рычаг АКПП в положение «D» и экономим бензин до следующей наледи или участка с укатанным снегом. При езде по нечищеным дворам или по другой покрытой снежной кашей дороге советуем тоже переводить автомат в режим ручного управления и ехать на первой передаче, отключив предварительно систему ESP. Дело в том, что автомат рано или поздно, едва позволит набранная скорость, переключится на вторую передачу, скорость во время переключения упадет быстро, тяга ослабнет и спровоцирует обратное переключение на первую передачу. Все это может привести к тому, что автомобиль начнет закапываться в снег. Очень важно сохранять плавное равномерное движение. Неприятная особенность автомата такова, что он не терпит буксования, а выезд из ям в раскачку на нем невозможен в силу особенности конструкции, которая описана выше. Машина будет только глубже утопать. Если автомобиль с АКПП и без полного привода или противобуксовочной системы закопается в снег или в грязь, то единственный вариант достать его оттуда – вытаскивать при помощи другого автомобиля. Но способ выбраться самому все же есть. Раскачка по-автоматовски. Запомните: переключать режимы на ходу, без полной остановки, на автомате нельзя, поэтому действуем так: плавно двигаем машину вперед, и когда она доходит до «мертвой точки, жмем на тормоз, а педаль газа отпускаем уже после нажатия тормоза, затем, стоя на тормозе, переключаемся на задний ход («R») и едва подгазовывая гоним машину назад – в мертвой точке снова жмем на тормоз, а уже потом отпускаем газ. И так до победного конца, но не слишком долго – таких частых переключений автомат и его гидрокомпенсаторы не любит. Некоторые автоматы, имеют режимы «1» или «L» (low) – езда на первой передаче (как раз для зимних и плохих дорог, для езды по грязи). Этот режим не позволяет коробке при повышении скорости переключаться на вторую передачу. Кроме того, коробка-автомат может иметь еще и режим «2» - переключение не выше второй передачи (только первая и вторая) – для езды по проселку, где предать может переключение на третью передачу. Коробка-вариатор Коробка-вариатор, или как ее еще называют CVT (Continuously Variable Transmission, что с английского переводится как трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом), во многом, что касается использования, похожа на автомат. Давайте сначала разберемся в том, как она работает. Вариатор, это, образно говоря, это два умеющих изменять свой диаметр колесика, связанных стальным или иным ремнем. Одно колесико крутится от мотора, другое – связано с ведущими колесами автомобиля. Когда колесики меняют свой диаметр (одно становится больше, другое – меньше), меняется и передаточное число (то, что соответствует передачам в коробках автомат, механика и робот). Поэтому при кик-дауне (резком разгоне) двигатель автомобиля с вариатором сразу возьмет максимальные обороты и будет держать их до достижения машиной максимальной скорости, либо пока водитель не ослабит нажим на педаль газа. Как и коробка-автомат, вариатор имеет те же режимы работы: «Р» (parking) – парковка, «R» (reverse) - задний ход, «N» (neutral) - нейтраль, «D» (drive) – драйв, езда. Как ни странно, есть у вариатора и функция «тип-троник» или «мульти-троник» - функция переключения передач вручную. Все просто – в таком случае делается условное биение всего диапазона на передачи, которого нет в обычном режиме «D». Как видите, управление вариатором ничем не отличается от управления автоматом. Часто из-за этого их даже путают. Поэтому все советы, относящиеся к зимней езде на автомате, подходят и к вариатору: нежелательность буксования, прогрев перед поездкой, плавное нажатие на педали газа и тормоза, использование режима переключения передач вручную для торможения двигателем. Единственная существенная для зимы особенность вариатора – даже в обычном режиме «D», он не закопает ваш автомобиль при медленной езде по заснеженной дороге, как это может сделать автомат. Вариатор меняет передаточное число плавно, без рывков и обрыва связи мотора с колесами. Просто не мешайте ему резкими нажатиями на педаль газа и не позволяйте разгонять автомобиль слишком быстро, если только вы не решили брать какой-нибудь снежный нанос штурмом. Коробка-робот Коробка-робот – это та же коробка-механика, но передачи в ней переключает электроника – робот. Водитель участия в переключениях, естественно, не принимает. Робот сам «выжимает» сцепление и подставляет нужную, по его мнению, передачу. Управление роботом аналогично управлению коробкой-автоматом или вариатором. Даже внешнее оформление рычага и пазов для его переключения может быть аналогичным – так сделано у Audi и Infiniti. Но чаще оформляется робот иначе – как у Toyota или Citroen – без режима «Р» (парковка) и без функции переключения передач вручную. Греть робот во время стоянки можно – даже на нейтралке первичные валы крутятся и разогревают постепенно всю коробку. Но лучше и быстрее прогревать (догревать) робот уже во время движения. Для этого надо первые несколько сотен метров ехать тихонько и без резких ускорений. На роботе не страшно буксовать – он не сломается, но риск закопаться при этом, естественно, остается. При определенной сноровке можно использовать прием выезда из ям «в раскачку». Для этого нужно поддать немного газа (избегайте буксования), чтобы автомобиль «схватил» первую передачу, толкнул машину вперед и позволил ей, «отпустив» передачу, откатиться назад, потом подгадать момент и снова поддать немного газа. Удача зависит от того, как завод-производитель настроил вашего робота. Из глубоких ям не выедешь, но из широких – вполне. Если настройки робота не дают машине откатываться назад, то используйте прием «в раскачку», предназначенный для автомата и вариатора. Все сказанное выше, относится и к инновационным роботам DSG, оснащенным двумя сцеплениями. Такая коробка передач имеет пять валов вместо двух или трех, а также два многодисковых сцепления. В то время как одно сцепление замкнуто (включена, скажем, первая передача), шестерни второй передачи уже находятся в зацеплении. Дело за малым – замкнуть второе сцепление. Разъединение первого сцепление и замыкание второго происходит одновременно и в мгновение ока. Потери связи мотора с колесами не происходит – а это очень важно для безопасной езды зимой, на скользкой дороге, при движении в горку или под уклон, в поворотах. Многие знают про неприятную особенность роботов «тормозить» в буквальном смысле слова при переключениях передач (это не касается роботов с двумя сцеплениями). При этом все пассажиры делают кивок головой вперед. Зимой такое поведение автомобиля может быть чревато – есть риск закопаться при переключении на вторую передачу. Но робот в этом не виноват. Чтобы коробка-робот не вела себя таким хамским образом, водителю нужно во время переключений убирать ногу с педали газа или хотя бы ослаблять нажим на нее. Тогда переключения будут происходить плавно. Правда, на некоторых автомобилях, оснащаемых роботом, подгадать момент переключения очень сложно. Но что делать? В любом случае, со своей машиной нужно находить общий язык. Коробка-механика Коробка-механика, или как ее еще называют механическая коробка переключения передач (МКПП) – атрибут настоящих внедорожников и вездеходов. К русской зиме и к огрехам в работе коммунальных служб она приспособлена лучше всех. Коробку-механику тоже нужно греть. Делается это не только на холостом ходу, когда все разогревается от первичного вала, но и в движении, как и в случае с прогревом робота – едем степенно, не торопясь и не делая резких движений педалью газа. Механика не боится ни грязи, ни снега и дает колесам смело буксовать без последствий для себя. Коробка-механика дает возможность использовать уйму приемов внедорожной езды, в том числе и упоминавшийся эффективный способ «в раскачку»: включаем первую или заднюю передачу, плавно газуем и тут же выжимаем сцепление, позволяя автомобилю откатиться, затем, когда автомобиль снова покатился в нужном нам направлении, отпускаем сцепление и поддаем газку. И так до тех пор, пока увеличивающаяся амплитуда раскачивания не вытолкнет автомобиль из сугроба. Тронуться плавно на механике сложнее, чем на автомате, вариаторе, либо роботе, поэтому каждый раз будьте очень внимательны, чтобы избежать пробуксовки колес. В некоторых случаях (если вы не на уклоне) можно, едва стронув машину, выжать сцепление и как бы тронуться снова, но уже не на стоящем, а на катящемся автомобиле. А еще лучше трогаться со второй передачи – зимой вреда от этого двигателю или коробке передач не будет. При езде по заснеженным дорогам держите мотор в тонусе – на повышенных, но не предельных оборотах. Тормозить лучше не на одной передаче, а плавно переключая их ниже и ниже – такое торможение двигателем эффективнее. Трогаясь на подъеме, чтобы избежать пробуксовок, на коробке-механике можно использовать следующий прием – почти сразу переключиться на вторую передачу, а то и вовсе, как уже говорилось, трогаться сразу с этой самой второй передачи. Тут главное не переборщить с газом, а автомобиль вытянет, и назад скользить не будет. По этой же причине старайтесь не переключаться во время движения в горку или под уклон – проходите их на одной, заранее выбранной передаче, учитесь на чужих ошибках, не теряйте связи мотора с колесами. Напоследок И напоследок несколько общих советов. Не забывайте о том, что зимняя дорога, будь это скоростная магистраль или дорожка во дворах, не терпит резких движений ни рулем, ни педалями. Не нужно резко нажимать на педаль газа или тормоза – вы рискуете не только потерять управление, но и закопать свой автомобиль по самые бамперы. На сложных участках дорог ездите на пониженных передачах (на одну ниже, чем в летних условиях), а при езде в гору – наоборот выбирайте повышенную (на одну выше, чем в летних условиях), и не переключайтесь до конца опасного участка – проходите его на одной передаче. Тормозить же старайтесь на прямых отрезках дороги, заблаговременно, пусть вы из-за этого пройдете предстоящий поворот медленнее, чем хотелось бы. Берегите себя и окружающих от своих возможных ошибок! Текст: Александр Хлынов Autorambler, Сегодня, 17:14 Отредактировал Michael35 (22.11.2010 22:13:15) и настоящих ЖигулёВ :) Написано , конечно, всё правильно, но название темы как-то неправильно, на мой взгляд, звучит. Похоже на "На каких шинах ездить зимой". Коробку на зиму сменить практически невозможно. По-моему, лучше б звучало что-то типа "Зимняя эксплуатация автомобилей с различным типом коробки передач" Дело автора, конечно, извините, если не так.
Не понял про обороты двигетеля. С чем связано прохождение сложных участков на пониженной передаче?
У инфинити нет "роботов"... Бред... Может лет 20 назад это был и абсурд. Сейчас бред консерваторов. Спорное утверждение. Никогда такой фигнёй не занимался. Купили машину с АКПП и ездите на автомате, нечего ручку дергать Пару раз пробовал, помогает, но лучше этого не делать, а попросить прохожих помочь выбраться. Добавлено 23.11.2010 12:05:26: Тоже самое рекомендуют делать применительно к АКПП. А в некоторых Европейских странах вообще запрещен прогрев автомобиля, поэтому движение начинается сразу. Тоже никогда не слышал про прогрев АКПП зимой. А вот еще вопрос про эксплуатацию "автоматов" в любое время года: целесообразно ли при долгом стоянии (в пробке, на светофоре) переключаться на N (нейтраль)? Возможно ли негативное влияние на коробку если долго стоять на тормозе на D?
Ну в принципе прогреть АКПП не вредно, особенно для владельцев Рено к примеру. А переключать на нейтраль АКПП при стоянии в пробке или на светофоре нецелесообразно. Видимо, чтобы в случае экстренного торможения с первых секунд тормозить двигателем. Хотя меня учили зимой ездить внатяг на повышенной, благо 402 тянет всегда. чтобы не создавать новую тему - напишу сюда:
Итак, планируется покупка нового авто (паркетник). Вопрос встал с какой КПП брать - атомат или механика?! Автомат - очень удобно, комфортно, сплошной расслабон, но имеет небольшой ресурс, требует бережного обращения зимой. Механика - экономия, простота, надежность, но в городе уже надоедает постоянное переключение. Поделитесь, пожалуйста, Вашим опытом эксплуатации АКПП. Какие впечатления, может кто-то разочарован выбором, как ведет себя зимой автомат? VITO, по ресурсу на последнем месте находится вариатор, АКПП в большинстве своём ненамного уступают МКПП, хотя и есть исключения. Мой выбор АКПП, второй авто с такой трансмиссией.
VITO, кто вам сказал что у АКПП небольшой ресурс?Я с автомата теперь на мешалку ни за что не сяду.Проблем с АКПП ни у меня ни у моих знакомых не было, правда у всех современные авто.
Все авто, кот у меня сейчас на МКПП(до этого были и на АКПП), но в будущем буду покупать только "автомат", зимой никаких сложностей с его эксплуатацией не возникает(может в сильные морозы придется немного погреть путем перевода селектора в разные положения), по ресурсу также при норм использовании далеко за 100 т. км.(скорее всего будет ездить уже кто-то другой), по удобству использования лучше чем МКПП(не забываете что у нее есть сцепление, которое можно "спалить" и т.д.), по расходу на "паркетниках" примерно одинаково.
АКПП - АКПП рознь.. главное б/у dsg не брать :) и б/у вариаторы в топку.. На французах гидроавтоматы редко выхаживают более 100тыс порой требуют ремонта к 30-ти Ни автомата, ни вариатора бояться не надо, ресурс этих трансмиссий растёт и крепчает с каждым годом, если речь идёт о современных моделях авто, а не о сильно поюзанных. Свой вариатор использую уже 3,5 года (113 тыщ км), без проблем. Единственное оправдание мешалке - езда в тяжелых режимах бездорожья, когда контроль человека над машиной должен быть полным и бескомпромиссным.
Вариатор в городских-трассовых режимах работает плавнее автомата, ибо бесступенчат по сути, но на снегу-грязи сдастся первым. Присоединяюсь к ораторам выше, на ручку не пересяду никогда, при нынешнем стиле поездок (город, трасса). Если вдруг воспылаю страстью к охоте, рыбалке или деревенско-дачным забавам с наличием дерьмовых дорог, куплю Ниву или УАЗку Добавлено 06.01.2014 20:30:58: Частично поэтому никогда не приобрету себе в пользование французское авто ... у знакомого дастер с автоматом, пробег за 40 тыс. - полет нормальный. тогда у каких марок авто долгоживущие автоматы? или все-таки как повезет А по мне дак каждый выбирает для себя то что ему нравится
автомат можно и умышленно убивать, и на той же коробке dsg люди ездят без проблем.
а ктото умудряется убить автоматы, обычные 4 ступенчатые, которые даже без масла могут работать. бу автомат риск, новый авто с акпп тут уже долговечность зависит от владельца. 2 года с АКПП. На механику не хочется почему-то. Зимой коробку прогреваю, иначе как-то "лениво" машина едет. Видимо пока масло не разогреется. Когда надо по рыхлому снегу проехать втыкаю 1 или 2 передачу и спокойно без рывков проезжаю.
|
|
|||||||||
|