Фетиш закончился. Слепое обожание всего заграничного позади. Любая иностранная вещь уже не считается лучшей. Иномарка ставится под сомнение и не всегда находит понимание, переходящее в покупку. Мы научились не верить в бренды и не всегда падать ниц перед громким именем. Мы стали сомневаться и анализировать, понимая суть и постигая особенности. Любовь стала случаться по расчету, не возникая мгновенно и по пустякам. А когда все только начиналось, нас окружали легенды, дурманили комплексы, туманило незнание. Любая иномарка возводилась на пьедестал, вызывая рефлекторное преклонение. Автомобиль, сделанный даже соседом по соцлагерю, считался лучше нашего. "Вартбург" на пару с "Трабантом" вызывал не усмешку, а уважение. Переделанная из нашей "Победы" польская "Варшава" казалась лучше родной М20. "Црвена Застава" носила статус итальянского родственника. "Полонез" слыл породистым "ФИАТом". "Шкода" нравилась и удручала превосходством над таким же заднемоторным "Запорожцем". Выше по рангу, без особо серьезного отрыва, красовались сразу все немцы, образуя сборную мирового автопрома, заведомо успешного, качественного, вожделенного. "Опель" был ровней "Мерседесу", "Ауди" никак не уступала "БМВ", а над всеми ними парила на недосягаемой высоте пожизненная, несокрушимая "Вольво" дипкорпуса. Даже "Тойота" считалась весомым аналогом немцев, наравне с "Мицубиси" и "Датсуном" завораживая мерседесовской мечтой. Редкие американцы вызывали интеллектуальный паралич и убеждали в преимуществах капитализма до печеночных колик и позывов на эмиграцию хотя бы в Израиль. Стоящий много лет перед американским посольством "Шевроле Субурбан", размером с ЗИЛ-130, рисовал другую Америку и выглядел не менее сказочно, чем Змей Горыныч. Редчайший "Ситроен DS" неотвратимо нес образ "Шанель №5" и Эйфелевой башни, увидеть которую шансов не было никаких у целой страны. На таком фоне искренне мечталось о "Москвиче". "Жигули" обижали совершенством и считались слишком хорошим автомобилем, не подходящим настоящему мужику. "Волга" без обиняков грезилась эталоном и парировала робкую напраслину технически осведомленных. УАЗ был могуч и недосягаем, навсегда вписавшись Стругацкими в книгу поколения. Запорожец радовал всепогодностью и круглосуточным навыком "приложить руку". Вопрос "хорошая ли машина?" не возникал десятилетиями и не подразумевал выхода за рубеж. Если он и мог быть задан, то лишь здесь, у нас, не оскорбляя мечту, притаившуюся за границей. Со своим прошлым и его визитной карточкой – родным автопромом – мы расстались. В основном без сожаления и слез, иногда болезненно, с редкими вкраплениями истерик и валидольной зависти. Мы резко и пристально познали открывшийся мир и сделали слишком много важных открытий, концентрированно хлестнувших по лицам, рукам и сознанию. На ногах удержались не все, брошенные волной иномарок к праворукому секонд-хенду и осевших на этой промежуточной ситуации технического компромисса. Но пошедшие дальше узнали важное. Оказывается, люди одинаковые везде, особенно в своих ошибках. И сделанные ими автомобили ломаются на общих основаниях, и содержат эргономические просчеты, плохо заводятся в мороз, неоправданно ржавеют, бывают некрасивыми, неудачными и откровенно плохими. Вне зависимости от сияния трехлучевой звезды, сине-белого пропеллера, стилизованной под букву птицы или пародийного веретена, похожего на неприличную мужскую подробность. Фетиш закончился. Мы научились разбираться. Мы приблизились к пониманию. Следующий этап – автомобильная культура. На нее уйдут десятилетия. Но первый шаг уже сделан. Сергей Асланян Вести Fm, Сегодня, 11:39 |
|
||||||||||
|