(Думаю для информации, всем полезно ознакомиться...)
(2админ: можно темку закрепить)

ЗАКОН
"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(КРАТКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ)

Принят Государственной Думой
21 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Обращения граждан

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Под "предложением" понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законодательства, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

"Заявление" - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

"Жалоба" - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В письменном обращении гражданина обязательно должны быть указаны его фамилия, имя и отчество и почтовый адрес, по которому будет направлен ответ, поставлены личная подпись гражданина и дата обращения. При этом установлено, что обращения, поступившие "по информационным системам общего пользования", подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным Законом.

Рассмотрение обращения

Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Если обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию данного госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в соответствующий орган в течение семи дней со дня регистрации.
В случае, если решение поставленных в обращении вопросов находится в компетенции нескольких органов, копии обращения направляются в соответствующие органы также в течение семи дней со дня регистрации.
В случае, если для рассмотрения обращения необходимы документы и материалы, которыми располагает другой госорган или орган местного самоуправления, эти органы обязаны предоставить указанные документы и материалы по запросу органа или должностного лица, рассматривающего обращение гражданина, в течение 15-ти дней (это правило не распространяется на документы и материалы, содержащие государственную тайну или другую охраняемую законом тайну, для которых должен устанавливаться особый порядок предоставления)
Обращение гражданина в виде жалобы запрещается направлять в орган или должностному лицу, решение, действие или бездействие которых обжалуется.
Если рассмотрение жалобы в связи с этим обстоятельством невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение, действие или бездействие в суд.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, в случае необходимости получения документов и материалов из других органов, а также в других случаях, которые Закон определил как "исключительные".

Обращения, оставляемые без ответа

Ответ на обращение не дается, если в нем не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в таком обращении содержатся сведения о противоправном деянии, то оно направляется в соответствующий государственный орган.
Ответ не дается также в случае, если текст обращения не поддается прочтению, о чем сообщается гражданину, если прочтению поддаются его фамилия и почтовый адрес.
Орган или должностное лицо, получившие обращение с нецензурными или оскорбительными выражениями либо с угрозами должностному лицу, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщив гражданину о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что обращения направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу.
Гражданин уведомляется о таком решении.
Гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Личный прием граждан

Содержание устного обращения гражданина заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке, изложенном выше.

Действующий порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон "О порядке обращений граждан Российской Федерации", как уже говорилось, вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (первая публикация Закона - в "Российской газете"
05.05.2006). В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти пока еще регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (далее - Указ), в последней редакции от 02.02.1988.
Основные отличия в порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Указом, от порядка, установленного Законом, касаются сроков рассмотрения обращений.
Так, в соответствии с Указом, предложения, заявления и жалобы граждан должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления, а заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть продлен на один месяц; срок рассмотрения предложений, "которые требуют дополнительного изучения", Указом не установлен.

К другим нормам Указа, имеющим значимые отличия от норм Закона, относятся более короткий срок переадресовки полученных обращений граждан в надлежащий орган (5 дней в отличие от 7 дней, установленных Законом), и обязанность государственных и местных органов власти проводить личный прием граждан в удобное для граждан время, в необходимых случаях - в вечерние часы. В то же время Указ требует от граждан сообщать в обращении данные о месте жительства, работы или учебы, а не только адрес, по которому должен быть направлен ответ, как этого требует Закон.
Изменения в сроках:
Закон об ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН | Изменения в сроках