Пешеход пошел на поправку Поправив уже в сто девятый раз Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодатель заодно поправил и зарвавшихся водителей: дабы неповадно им было мешать пешеходам переходить дорогу по “зебре”, с 23 мая нынешнего года он отменил сторублевый штраф за лишение пешехода возможности перебежать дорогу под колесами автомобиля и узаконил санкцию в тысячу рублей. Вне всяких сомнений: водитель транспортного средства, как гласит пункт 14.1 ПДД, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. То есть: не заставлять пешехода менять траекторию и скорость движения, останавливаться или пятиться задом на тротуар… При этом, как гласит пункт 4.5 тех же Правил, пешеходы могут выходить на проезжую часть лишь после того, как “оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен…” Это означает, что первый из вышеприведенных пунктов обязывает водителя уступить пешеходу, а второй налагает на всякого, пришедшего к переходу, обязанность уступить дорогу водителю! Таким образом: если пешеход вышел на дорогу, не убедившись в безопасности своего “путешествия”, то виноват он. Если водитель не остановился перед шагающим “путешественником”, то виноват водитель. Разбираться в тонкостях взаимоотношений пешехода и водителя по новым “ценам”, но по старой методике будут, как и прежде, инспекторы ДПС. Уже хорошо известно: судить пешеходов вряд ли станут — улепетывают двуногие резво и документы предъявлять не обязаны. Да и ради штрафа в 200 рублей беготня по дворам за пешеходом для инспектора — дело изнурительное и не прибыльное. То ли дело водитель: и остановиться по требованию обязан, и документы передать… А штраф-то какой! Душа радуется! Страстное желание скорее порадоваться уже подвело сотрудников ГИБДД под монастырь: в славном городе Вологде, например, штраф в тысячу рублей начали активно “присуждать” настырным водителям аж за три недели до официального вступления поправок в силу. В подавляющем большинстве подобных дел, возбужденных еще в эпоху сторублевого штрафа, в них никогда не фигурировали (а теперь и тем более не будут) показания самих “потерпевших”. Между тем именно письменные показания пешехода, право которого перейти дорогу по “зебре” нарушено, может и должно быть положено в основу обвинения как неопровержимое и единственно возможное доказательство вины упрямого водителя. Ведь именно пешеходу, а не инспектору ДПС доподлинно известно, почему он (в смысле — пешеход) вернулся с полдороги: потому, что разнузданные ездоки ему не дали перейти или он вспомнил, что дома не выключил утюг…

Борьба с чрезмерной тонировкой автомобильных стекол давно бы завершилась победой придорожных милиционеров, если бы у последних не были связаны руки. Поскольку сторублевый штраф за тонировку, не соответствующую норме, превращает борьбу в бессмысленный аттракцион, сотрудники ГИБДД повадились изобретать собственные меры воздействия на любителей спрятаться в тени…

К предусмотренному частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ штрафу в 100 рублей за управление транспортным средством с тонировкой на стеклах, не соответствующей ГОСТу, с недавних пор в ход идут и меры, рожденные фантазией сотрудников ГИБДД.

К наиболее популярным среди выдуманных можно отнести: запугивание якобы увеличенным “вчера” в 10 раз штрафом, угрозой снять регистрационные знаки, изъять талон технического осмотра и даже — отправить автомобиль на спецстоянку.

Околпачивание проводится нахраписто... Из диктофонной записи, оказавшейся в распоряжении редакции, следует, что вот так:

Инспектор полка ДПС ОГИБДД УВД Юго-Восточного округа столицы:
"а че это у вас тонировочка такая? Всего-то пять-десять процентов света пропускает?"

Водитель: "так это прибором только можно определить…"

Инспектор: "сейчас поедем — определим и номера снимем."

Водитель: "а не предусмотрено номера снимать."

Инспектор: "не предусмотрено? Да что вы говорите?"

Водитель: "а какая статья?"

Инспектор: "умные все такие… А я тут стою дурак? До капитана дорос, бл… Вы что, мои законы лучше меня знаете?"

Всякий сомневающийся против авторитета не прет. А во избежание суровых последствий расплачивается. Чем может…

Между тем мало кому известно, что измерять светопропускную способность стекол может (и это подтвердил Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики за III квартал 2008 года) лишь сотрудник технического надзора на стационарном посту, но никак не инспектор ДПС. Уровень светопропускной способности (для ветрового стекла не менее 75 процентов, для передних боковых — не менее 70) должен измеряться соответствующим прибором, к коим относятся “Тоник”, “Блик”, “Свет”, “Растр”. Иные — вне закона! И никаких санкций, кроме штрафа в 100 рублей, наложенных инспектором технадзора (не сотрудником ДПС!), равно как и мер обеспечения (снятие знаков, изъятие талона и пр.) кодекс не предусмотрел.

Стало быть, если очень нравится передвигаться вслепую, стольник в сберкассу — и… “светлого” вам пути!

Текст: Виктор Травин.


Московский комсомолец, Сегодня, 09:16