Поддерживать "АвтоВАЗ" деньгами бесполезно. Мнение американской прессы

Если есть в мире страна, которой действительно нужен "автомобильный царь", то это Россия, родина царей и автомобилей "Лада", пишет американская "The New York Times".

Местный завод уже четвертое десятилетие штампует одну и ту же версию "Лады" - типичный угловатый "народный автомобиль" бывшего Восточного блока.

Завод, обычно для краткости называемый АвтоВАЗ, славится как одно из самых неэффективных автомобильных производств в мире. Каждый его рабочий выпускает в среднем восемь автомобилей в год. Для сравнения - скажем, рабочий сборочной линии General Motors в Боулинг-Грин (штат Кентукки) выпускает в год 36 машин.

Тем не менее, правительство продолжает выделять АвтоВАЗу многомиллиардную помощь без всяких дополнительных условий. Никаких увольнений руководства. Никаких пересмотров трудовых контрактов. Никаких требований повысить качество продукции, не говоря уж о выпуске автомобилей с гибридным приводом (даже первый автомобиль с подушкой безопасности был выпущен здесь в 2005 году).

Эта поддержка отрасли в русском стиле нацелена - к неудовольствию критиков, выступающих за целительную суровость - скорее на поддержание спокойствия на улицах, чем на реорганизацию бизнеса.

"Главная проблема - чрезмерное покровительство государства, - считает бывший премьер-министр Егор Гайдар. - Этот завод еще создаст российской экономике не меньше проблем, чем General Motors американской".

Москву беспокоит не только производство автомобилей. На фоне тревожного состояния экономики, выталкивающего на демонстрации рабочих от Китая до Чехии, Кремль рассчитывает, как полагают политики и экономисты, сохранить гражданский мир, спасая рабочие места.

Между тем, производственная база страны, даже в лучшие времена считавшаяся ненадежной, стремительно сокращается из-за мирового экономического спада. Ширятся увольнения. Только за февраль производство снизилось на 13 процентов. В результате в некоторых из индустриальных городов России складывается тяжелая ситуация и нарастает недовольство.

11 марта 16 работников сталелитейного завода объявили голодовку в знак протеста против снижения заработной платы. На той же неделе Северсталь один из крупнейших в России производителей стали, объявила, что ей придется уволить от 9000 до 9500 рабочих.

Здесь, в Тольятти, после того как в декабре совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗа уволило 400 человек, на автостоянке у завода собралась разъяренная толпа, для разгона которой был даже вызван ОМОН.

Подобное развитие событий уже можно назвать местной исторической тенденцией: сокращение производства в позднесоветский период серьезно способствовало общественным беспорядкам. Чтобы избежать повторения этого, правительственные чиновники, посещавшие Тольятти на прошлой неделе, пообещали выделить заводу дополнительную помощь - 730 миллионов долларов в виде беспроцентной ссуды на год. Еще 230 миллионов дают под льготный процент государственные банки, пообещавшие к тому же помочь АвтоВАЗу привлечь дополнительно 2,6 миллиарда долларов.

"АвтоВАЗ не только производит машины, но и несет социальную функцию. Он дает населению работу. Хорошо это или плохо, но государство вынуждено поддерживать АвтоВАЗ, - заметил в своем интервью бывший вице-мэр Тольятти Владимир Ягутян. - От этого зависит стабильность города".

Если же отвлечься от роли компании как работодателя, смысла в поддержке устаревшего гиганта экономисты не видят.

Завод - настоящий памятник советской гигантомании в промышленном дизайне - раскинулся, дымя трубами, на берегах Волги, в 460 милях к юго-востоку от Москвы. На его сборочных линиях заняты 104 000 человек, причем многие из них до сих пор закручивают гайки вручную.

В общей сложности АвтоВАЗ вместе с поставщиками, по данным руководства завода, дает работу двум миллионам человек (всего трудоспособное население России составляет 75 миллионов). Многие из них живут в небольших городах недалеко от Москвы.

Автомобильный рынок начал рушиться в России позже, чем в Соединенных Штатах, но его коллапс может оказаться еще более жестоким. Недаром он одно время считался самым быстрорастущим в мире и только за 2007 год вырос на 35 процентов. Тогда ожидалось, что в 2009 году страна обгонит Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. Сейчас на это рассчитывать не приходится.

Согласно докладу московского отделения PricewaterhouseCoopers, продажи автомобилей упадут в России на 25-50 процентов. Это означает, что будет продано на 1,6-2,3 миллионов машин меньше.

Прошлой осенью российское правительство ловко избавило политически важную автомобильную отрасль от экономических трудностей, повысив пошлины на импорт. Это тоже вызвало протесты, которые пришлось разгонять с милицией, но уже во Владивостоке - городе в 5000 миль от Москвы, служащем главным центром импорта и обслуживания подержанных японских машин.

Сейчас правительство поддерживает политику АвтоВАЗа, отказавшегося проводить увольнения, несмотря на то, что спрос на его продукцию падает. Стимулировать спрос государство пытается, субсидируя автокредитование. Завод запросил государственных гарантий по кредитам и на прошлой неделе получил их.

Даже работники, вынужденные уйти в отпуск, не опасаются увольнения. "Завод - наш кормилец, - говорит работник заводского управления Денис Макаров. - Больше у нас ничего нет. Если он остановится, на улицы выйдет весь город. Мы все это понимаем".

59-летний Тимофей Бушуев заметил, что он осознал положение завода, купив в прошлом году новую "Ладу" и обнаружив, что у нее не работают обогреватель и звуковой сигнал, а приводные ремни скрипят.

Подсластить пилюлю для АвтоВАЗа может то, что более дорогим зарубежным маркам пришлось еще хуже. Больше всего потеряли компании, у которых есть в России сборочные линии - General Motors, Hyundai и Toyota.

Менеджмент АвтоВАЗа дал письменный ответ на наши вопросы. В нем он назвал дешевизну своей продукции "бесспорным преимуществом" в обстановке спада. Так называемая "классика" - клон "Фиат-124", права на производство которого компания приобрела в 1974 году, продается за 4160 долларов.

"В период кризиса люди всегда охотно покупали продукцию АвтоВАЗа, - заявила компания. - С самого начала этого кризиса мы никого не уволили и не планируем этого делать". Вместо этого АвтоВАЗ перешел на четырехдневную рабочую неделю с двумя шестичасовыми сменами. Рабочим предлагают добровольно уйти в отпуск с сохранением двух третей зарплаты.

Даже профсоюзы, которые привыкли думать о менеджменте самое худшее, считают увольнения неприемлемыми.

"Это стало бы политической проблемой как для города, так и для страны, - считает региональный координатор Межрегионального профсоюза работников автопрома Андрей Ляпин. - Так что они напечатают еще денег и будут продолжать платить людям".

Текст: Эндрю Крамер.

http://autorambler.ru/journal/events/14 … 560950233/
мы ещё долго будем видеть тазы на улицах :(
ННДА УЖ........................
А когда,интересно,перестанут делать классику?
это очень экономичный автомобиль.. её блин чуть чуть доведут до ума что бы продавать за рубежом.. и будут дальше штамповать и штамповать..
я вот 5 годиков на классиках катался и нисколько не жалею,если особых заморочек по поводу машины нет то можно и на горбаче неплохо кататься, а то что там типа качество хромает ,дак так ведь интереснее,я вот в машинах ваще не рубил ничевошеньки,а терь с полной отвагой заверяю почти спец и поломками фигаса испугаешь... имхо!!!

infy_bard:

это очень экономичный автомобиль.. её блин чуть чуть доведут до ума что бы продавать за рубежом.. и будут дальше штамповать и штамповать..

Вроде-бы в Египет делают для работы в такси.Дорабатывают систему охлаждения,и даже вроде ставят кондиционер!
ниразу не видел,мерины 230 убитые в хлам дак точно есть!!!!!!!!
российская машина - как конструктор для взрослых. езжу неделю, не могу понять, что гремит. взял отвертку, облазил ее всю, завинтил все шурупы и саморезы на обшивке... пока тихо )
Мне стыдно за российский автопром... но он должен жить!

К сожалению завод всю свою историю был не только кормильцем для рабочих, но и кормушкой для толпы руководителей-прихлебателей. Каждая сволочь пыталась из него выжать максимум и свалить на канары! Разница только в том, что при совке наживались на заводе идиницы, а в 90-е все кому не лень.

Самый мощный и сокрушительный удар по заводу был нанесен в начале 90ых, когда товарищ Березовский путем махинаций выжал из завода всё. Абсолютно всё!
Вы наверно знаете, что при Совке такие гиганты как Камаз, Ваз, Газ существовали на 2-3 копейки с каждого заработанного рубля. Остальные 97 копеек уходили в бюджет: на школы, сады, стройки, бесплатыне квартиры и обучение в инстутах миллионов людей нашей страны...
Но в то время, когда можно и нужно было строить "город-сад", переходить на новые рельсы демократии - кучка воров заработала первичный капиталл. Не смешите меня те, кто считает, что Челси куплен на честно заработанные деньги! Это всё сказки для быдла.
В начале 90-х были и люди, и ресурсы, и желание перейти на новый уровень производства... но задушенный завод добивали уже обыкновенные преступники. Наверно все видели документальные фильмы о войнах криминалитета вокруг завода.

Всё это отбросило завод не на годы и десятилетия назад, а навсегда!

Теперь только титаническими усилиями и волей сильных патриотов (прежде всего)  можно оживить такие заводы.

Всё это очень печально. И бесперспективно. Главный враг тут не завод - эдакий убыточный монстр... Всё это ложь! Такие заводы - основа благополучия стран во всем мире! Враги здесь - конкретные люди в руководстве завода и страны. И пока эти люди не будут наказаны - ни у завода, ни у России нет будущего!
Пока наши люди будут покупать новые ВАЗы,то качество завод никогда не поднимет,а зачем:и так покупают,300тыс. с копейками за русскую машину-это перебор!
RazzoR прав, только посадив грамотное руководство, еще что то можно сделать с заводом, оживить его уже практически нереально, реально только, чтобы его агония длилась подольше. У этого завода были огромнейшие прибыли, на которые его можно было бы развить к нашему времени до уровня мерсов. Но...
У меня есть друг в Тольяти (переписываемся вконтакте), однажды у нас зашла речь про Автоваз. Он, человек неработающий там, мне многое рассказал, и как его родители не отпускали гулять, потому что в городе почти каждый день стреляли, о том, как запчасти никого не таясь, воровали целыми фурами, и работники воровали и начальство и даже сами производители этих запчастей. А сколько еще всяких махинаций по добыче денег там было, о которых простые люди ничего не знают, так это пальцев не хватит чтоб пересчитать. А при всем при этом это завод умудрялся приносить еще какую то прибыль. Вот и думайте...
на одной чаше весов закрытие завода, тысячи безработных по всей стране (на сам Ваз же еще целая куча заводов работает), соответственно многомиллиардные убытки по стране в целом, на другой полная смена всей верхушки на умных людей (где бы еще найти таких) и вложение многомиллиардных средств на фактически новую постройку этого завода