Подколесная правда. На минувшей неделе американские автогиганты вновь плакались в государственную жилетку в надежде получить правительственный кредит. Мировой финансовый кризис действительно нанес по отрасли болезненный удар.

Вот и российский Кабмин готовит новые меры по поддержке отечественного автопрома. С точки зрения потребителя ситуация у них и у нас выглядит так: в Лондоне, к примеру, на днях можно было приобрести «Феррари» (Ferrari) стоимостью четверть миллиона фунтов всего за 170 тысяч — цена кусается, но скидка-то существенная; в России же, напротив, объявлено о подорожании некоторых марок, претендующих на статус народных.

Станет ли машина роскошью, а не средством передвижения? Ответ искал корреспондент НТВ Никита Анисимов.

Глава московского представительства «Тойоты» (Toyota) не имеет права промахнуться. Его компания пришла в Россию с долгосрочными автомобильными проектами. Поэтому колебания на самом перспективном рынке Европы Ниситани Томоаки воспринимает с самурайским спокойствием.

Ниситани Томоаки, глава московского представительства «Тойота Мотор Корпорэйшн»: «На 2009 год мы прогнозируем уменьшения объема автомобильного рынка, в связи с чем пересматриваем наши производственные планы. А из-за того, что рубль подешевел по отношению к иене, мы вынуждены повысить цены на наши автомобили на 6 %, за исключением модели „Камри“ (Camry), которая, как известно, собирается в России».

В кабинете у представителя японского автогиганта — маленькая статуэтка российского премьер-министра. Это тоже создание японских мастеров.

Бюджетная иномарка уже несколько лет — востребованный потребителем продукт. Лидер профсоюза всеволожского «Форда» (Ford) ездит на «Фокусе» (Focus) не из-за патриотизма. Все сотрудники завода получают 15-процентную скидку при его покупке. А вот клиенты с 1 января будут платить за «Форд» на 5 % больше, причем причину роста цены в компании не раскрывают.

Алексей Этманов, председатель профсоюзной организации «Форда»: «В той же Америке менеджеры „Форда“, „Дженерал Моторс“ (General Motors) и всего остального просят поддержки у правительства, но здесь наш завод выживает и сам, и вытягивает ряд предприятий в Европе».

Для автолюбителя Олега «копейка» — семейный автомобиль. Двадцать лет на ней ездил его отец, и вот теперь он у руля. Олег может и не рад такой преемственности, но обзвон автодилеров подтверждает — новая машина выйдет в копеечку. В итоге об иномарке придется пока забыть. Папину «копейку» Олег решил поменять на отечественную «десятку». На нее он может накопить без банковского кредита.

Олег Подробняк, автолюбитель: «Мне кажется, компании хотели бы хоть частично компенсировать свои убытки, связанные с уменьшением объема продаж, поднятием цен».

То, что объем продаж новых иномарок за последние два месяца ощутимо снизился, признают все автодилеры. Как клиенты отреагируют на грядущее подорожание, они стараются не думать. Но объясняют это решение ряда производителей макроэкономическими процессами мирового масштаба.

Александр Кольцов, директор дилерского центра: «Это изменение цены — оно как раз обусловлено изменением себестоимости автомобилей, себестоимости доставки. Не наживается на этом никто, дилеры это точно».

В эфире «Авторадио» сообщения о том, что Москва снова стоит в пробках, звучат менее тревожно, чем выпуски новостей. Тут автомобилистов ждут более неприятные известия. Министерство промышленности и торговли уже подготовило законопроект об увеличении таможенных пошлин на ввоз старых иномарок — глава ведомства Виктор Христенко попросил премьера Путина ускорить принятие этого законопроекта.

Реакция калининградских перегонщиков машин — такая профессия, оказывается, еще существует — оказалось мгновенной. На польской границе образовалась очередь длиной в километр. Хотя куда торопились перегонщики не понятно — подержанные иномарки и с нынешним уровнем пошлин не пользуются ажиотажным спросом.

Александр, перегонщик машин: «Некоторые автомобили, которые мы ввезли, сейчас уже стоят по полгода, мы их не можем реализовать, потому что нет покупателей».

Глава Российского союза автомобилистов Виктор Похмелкин боится, что правительственные меры по защите российского автопрома позволят отрасли получать прибыль, не повышая качество продукции.

Виктор Похмелкин, глава Российского союза автомобилистов: «Финансовый кризис, есть проблемы, и эти проблемы перекладываются на плечи потребителя. А что касается развития производства и внедрения новых технологий, с этим наши производители не спешат».

В условиях невысокого спроса мелкие автодилеры несут наибольшие убытки. В одном нижегородском автосалоне судебные приставы за долги опечатали 108 машин. О сокращении производства заявили многие автопроизводители. На этом фоне калининградский завод — он собирает 20 моделей разных марок — объявил, что в следующем году рассчитывает на рост продаж.

Виктор Кривченк, исполнительный директор ООО «Автотор»: «Если взять 2009 год, то на сегодняшний день полностью сформирован портфель заказов, со всеми поставщиками подписаны соглашения по срокам, у нас есть уверенность, что катастрофы не произойдет».

Судя по количеству машин на московских дорогах, продукция автопрома всегда будет востребована. Но вот многочисленным автосалонам придется работать в новых условиях — раньше за «железным конем» стояла очередь, а продавцы смотрели на клиентов чуть свысока. Теперь за покупателя придется бороться.

Новый год — традиционное время подарков, но покупателей уже не устраивает бесплатный комплект зимней резины, многие ждут серьезного падения цен. По мнению экспертов, эти надежды экономически неоправданны.

Хасан Ганиев, заместитель главного редактора издания «Бизнес-гайд»: «В условиях кризиса нет возможности понижать цены бесконечно. Для компании единственный способ избежать убытков — это сократить или остановить производство. Поэтому мы не увидим массового снижения цен».

Актрису Екатерину раньше бы интересовал цвет и комфортность салона, а теперь она спрашивает про экономичность мотора. Блондинка за рулем не хочет, чтобы лишние кубические сантиметры двигателя отразились на ее бюджете. Тем более сама машина пробьет в нем значительную брешь.

Екатерина Понкина, актриса: «Хотелось побольше скидок, на некоторые машины нет вообще скидок, а в связи с кризисом, я думала, будет большое падение цен, но его не наблюдается. А так машины замечательные».

Пока в павильонах сверкают наполированные красавицы, сотни менее удачливых собратьев мерзнут на улице. Судя по их количеству, покупателям будет из чего выбирать.


Продолжительность: 5:58  Размер: 29.7 Мб



07 декабря 2008

Источник: НТВ