Страницы: 1
Поездка на автомобиле в Дагестан. Отзыв об отдыхе на Кавказе

Точки: Дербент - Шалбуздаг - Самурский лес - Салтинская Тиснина - Гунибская дамба - Гамсутль - Избербаш

Становится уже традицией ездить куда то отдыхать на день рождения Танюшки. Вот и в этом году мы решили ехать в Крым,  покататься на велосипедах. Я там никогда не бывал, но слушал рассказы других и очень хотелось покатать по тропкам и уклонам местных трасс.
Собрались как обычно - едем на нашем авто, ночуем в машине или в палатке, готовим сами, питаемся иногда в столовых или не подозрительных кафе. Для жизни есть все - и газовая плита, и 220 вольт розетка, посуда, куча инструмента, вплоть до пилы цепной на батарейках. Внутри авто комфортно - надувной матрас 140х200, одеяло, подушки, сеточка на окна, чтоб комары не летели, музыки запас и куча мелочей.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
С утра выехали около 10 часов, маршрут построили с минимумом платных дорог, хотелось посмотреть что-то по пути интересного, ибо сама дорога и есть самое интересное в таких путешествиях. Первая остановка была где-то под Воронежем, на карьерах. Навигатор дорог и троп не показывал, встали там, где получилось. У озера, в сосновом лесу, удалось даже искупаться. Приготовили ужин, смогли прокатиться на велосипедах. Совсем чуть. Велосипеды, конечно, мы взяли с собой зря, на них не было ни времени, ни сил. С утра мы увидели, в каком интересном месте мы остановились - это явно были не озера, во всяком случае, не природного происхождения.

На берегах водоëмов был чëрный песок в перемешку с совершенно белым, ни одного отдыхающего или купающегося и никаких населенных пунктов…

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Искупались, побесились и двинулись в путь. По пути посетили то самое Куликово поле, дороги пошли не лучшего вида, местами приходилось почти останавливаться, ямы с колесо. Выскочили на платный участок, разогнались, наконец поехали в приличном темпе. Примерно за 200 км до Ростова, при снижении скорости раздался какой-то странный звук, как будто наехал на линии перед пешеходником. Но линий никаких не было на дороге, а звук был. Вслушивался долго, не набирал скорость - повторений не случилось. В тот момент не случилось. Километров 30 спустя снова раздался тот же звук, и он стал встречаться чаще и нарастать. Это  явно была неисправность автомобиля, посреди полей, за 160км до Ростова-на-Дону. Делать нечего, уже темнеет (всего 9 вечера, а уже темно) ехать дальше невозможно, встали на ночлег на первом же съезде в поле. Решили, что с утра будет удобнее найти неисправность и решить, что делать. Хотя, ночь провели спокойно, выспались. С утра выяснил, что на полном приводе звуков никаких нет, значит что-то с ходовой в передней части авто. Делать нечего, нужно искать мастерскую, лучше в большом городе. Едем в Ростов, Танюшка ищет мастерские, я рулю 70км/ч на аварийке. Заодно на форуме ховера в теме Ростова разместил крик о помощи, вдруг кто поможет. И вот оно, "лишнее общение на форуме" - Андрей ака Course откликается и скидывает телефон Лëни, местного специалиста ховерклуба. В этот момент мы въезжаем в Ростов, созваниваемся с мастером и едем к нему. Опытное ухо Леонида сразу определяет неисправность - игольчатый подшипник, на котором скользит граната в ступице. Но времени у Леонида в этот день нет, машина стоит на ремонте, потому мы отправляемся в магазин за запчастями, а с Леонидом прощаемся до завтра. Гуляем по Ростову, кушаем абрикосы прямо с деревьев, удивляемся местной природе, покупаем арбуз и попадаем под ливень. Вокруг реки воды, мы все сырые, забираемся в машину и жуëм честно награбленную шаверму, засунув многострадальный арбуз в багажник авто. Ночуем в Щепкинском лесу, без особой романтики, но чуть не сев на местной грунтовой дорожке, которую развезло после прошедшего ливня.

День начинается с палящего солнца, хотя гисметео обещал дождь. У Леонида начинается действо по откручиванию/отколачиванию железок, принимаю во всем в этом непосредственное участие. Достаточно быстро добираемся и до причины неисправности - сгнила пружинка на сальнике, сальник пропустил воду в подшипник и он умер. Решаем заглянуть и в соседнюю ступицу - та же история. В это время к гаражу Лëни стягивается весь форум Ростова, начинаются байки, смех, вполне такое живое общение. Всем хочется в горы, на покатушки, в путешествие. А мы уже едем… Еще вечером, в городе, мы смотрели погоду. И там, кроме дождей и гроз, в Крыму, ничего не обещали. А вот на берегу Каспийского моря обещали солнце и кайф - но было страшно ехать, потому как на берегу Каспийского моря российская территория - это Дагестан. А про Дагестан мы знаем что-то только по сводкам террактов и войн из новостей.  Разговоры про горы нас почти убеждают в том, что мы сможем ехать в Дагестан, а не под дождь в Крым. Вечером автомобиль был готов и мы рванули. Решили проехать Ростов, встать на ночевку и решить окончательно, куда едем.

В Дагестан.

Впереди было 930 км пути, мы не имели понятия, куда мы едем, еще не прошло расстройство от неисправности авто - в общем, на душе кошки скребли. Но мы ехали, а дорога может развеять любые дурные мысли и сомнения. В Ставрополье мы впервые встретились с началом гор-холмов, увидели озеро и захотелось нам искупаться. А что такого? Озеро симпатичное, не особо большое, купающихся нет, отличный вариант. Когда зашел в воду я - сразу почувствовал что то неладное. Во-первых, в воде нет ни одного растения по всему периметру озера, как нет в воде и рыб, даже мелочевки. И во-вторых - вода показалась странной. Знаете, когда идешь по колено в воде, есть ощущение сопротивления воды на ногах. Здесь было ощущение, что вода очень тяжелая, не такая, как обычно. Секрет озера стал понятен, когда я попытался плыть - вода плыть не давала, я лежал на воде как на столе. Озеро оказалось невероятно соленым (называется оно именно так, оз.Соленое), оно выталкивало меня на поверхность воды. Оказывается - место реликтовое, некогда здесь плескалось море, которое сейчас разделилось на Чëрное и Каспийское. А соленость озера обусловлена тем, что в него не впадает ни одна река или ручей, оно так и высыхает, увеличивая процент соли в воде. В посëлке рядом с озером (пос.Солнечный) организовался курорт, т.к., если верить местным, грязь из озера лечебная. После купания в такой воде на коже стала появляться белая корка соли. Надо было срочно найти пресный водоем, смыть всю соль.

В общем, не без приключений и маленьких радостей, мы добрались до настоящего блокпоста, где наш авто осмотрели ребята с автоматами, а нас отправили на паспортный контроль. Все же, отголоски прошлого еще сильны и места явно неспокойные. Танюшка сразу изъявила желание разворачиваться, но мы продолжили ехать. Холмы и любой намек на рельеф закончились, а вместе с ними закончилась и растительность - мы попали в чистую, бескрайнюю степь с очень интересными запахами, широким небом над головой и приличным ветром. Очень неплохо разместились и отдохнули в тот вечер. Вкусный, ароматный чай с печеньками и с незнакомыми, однако приятными запахами степи…  Странное дело. Вроде приехали в край гор - а 300км по территории Дагестана - степь и степь.

Прекрасный рассвет в степи, совершенно ровный горизонт, почти полное отсутствие мошек или комаров, одна беда - видно тебя издалека и со всех сторон. В это утро мы добрались до моря. Но прежде осознали, что все женщины ходят в длинном и чëрном, по улице, в магазин, на пляже и даже купаются вот так, в платье и в платке! И лишь незамужние девушки могут позволить себе вольности платья покороче и распущенных волос. Туристов на пляже мы не встретили, лишь местные семьи, дети, много детей. И все без лишних слов и рассуждений слушаются отца. Мужчина сказал "домой" и всех как будто ветром сдуло. Но дети есть дети, и пока отец занят разговором с  друзьями - детвора бесится на мелководье в море.

Уже на подъезде к первому населенному пункту, вдали, на горизонте, мы увидели долгожданные очертания гор. Пока ехали по степи, мы почти не встречали автомобилей. И нас никто не обгонял, но доехав до обжитых территорий мы увидели очень плотное движение со своей спецификой. Почти никто не соблюдает разметку, знаки, не особо обращают внимание на светофоры. Я быстро адаптировался к такому движению и чувствовал себя комфортно. За всю историю нашей поездки по Дагестану, я видел лишь одну аварию, и то так, царапина на бампере. То есть даже несмотря на массовые нарушения ПДД все ездят аккуратно, уважительно и быстро. Пешеходы ходят по принципу "успел пробежать" дети играют прямо на краю проезжей части и никто не боится, что их собьëт какой нибудь дурак. Таких здесь нет.
В этот раз уже без проблем и приключений мы добрались до Махачкалы. Город построен по принципу курортного, хотя туристов почти нет. Малоэтажная застройка, санатории с советского периода, много людей и очень жарко. Время обеденное, хочется поесть, желательно местной кухни. Идем по городу, ищем ресторан, но без лишнего пафоса. Нас встречает прохлада, слегка удивленные взгляды (видимо, здесь редко бывают не местные) и местное меню. 2 лагмана (суп с лапшой из баранины) 1 чуду (что-то типа пирогов, но тесто немного другое. Начинка может быть разной, от мяса до крапивы) и сок местного производства. Когда принесли наш заказ я понял, что дозаказывать еще что-то мы точно не будем. Съесть бы то, что уже принесли. Лагман оказался очень вкусным и не менее жирным, с огромными кусками мяса, в чуду - чистое мясо и травы, такого у нас не встречается =). Счëту мы были тоже удивлены - 400 с чем то рублей за обед на двоих. Еда здесь очень дешевая, почти везде. Наши завтраки, вместо быстрорастворимых кашек, составляли дыни или арбузы, по 8-10 рублей. Различные выпечки кондитерские оценила Танюшка, в регионе вообще любят сладкое во всех проявлениях. После обеда захотелось прогуляться по парку и искупаться в море, нашли в навигаторе пляж и парк, поехали туда. Пляж оказался городским, с пресной водой для мытья ног, раздевалками, навесами и всякими прелестями. То, что пляж почти пуст нас не удивило - местные не особо любят показывать свои тела и купаться, на пляже было немного молодëжи и несколько туристов. Вместо песка - раскрошенные и обработанные водой ракушки, очень приятная подстилка для пляжа.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Море неспокойное, волна высокая, больше метра. Однако море совершенно чистое, вода прозрачная, никакой мути, как в Анапе, нет. Вода приятная, мягкая и ласковая. Море почти не соленое, можно свободно нырять, глаза не щиплет.  Люди, которых мы встречали, очень доброжелательны, вступают в разговор охотно (мужчины с мужчинами, женщины пугаются, когда пытаешься с ними говорить, а первой женщине вступать в разговор вообще запрещено), гостеприимны. Сидя на пляже мы решили, что весь отпуск вот так, на море, будет скучно проводить. Хочется в горы, я еще знаю про Дербент и его крепость Нарын-Кала. Погуглили, разработали маршрут с восхождениями на горы, спусками в ущелья, осмотром достопримечательностей, святых мест и интересных аулов. Решили начать с Дербента и его крепости, а перед этим хорошо отдохнуть, помыться и привести себя в порядок. Аренда 2х комнатной квартиры с кондиционером обошлась нам в 1300 рублей, кондиционер здесь нужен как никогда. Вечером город ложиться спать рано, темнеет в 21.00, к 22.00 народа на улицах уже нет. С утра, без лишних задержек, выдвинулись в Дербент.

Крепость стоит над городом, от нее, через город, идут 2 стены, и уходят глубоко в море. Уходили раньше, сейчас где-то еще видны фрагменты стен внутри города, но основную массу растащили на строительный материал. Вход в крепость нам обошелся в 150р на человека, еще 500 рублей мы отдали гиду за интересную историю этой древней крепости, где побывало много разных властителей.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Спустившись в город и пообедав мы продолжили свой путь, на этот раз - в горы. На священную гору Шалбуздаг, 3800 метров над уровнем моря. Первые 800 метров можно проехать на машине, дальше только пешком. У подножья горы, в ауле, мы встретили огороженную стоянку с надписью "для паломников", и зашли расспросить, как ехать и как там дорога. Нас бросились убеждать, что лучше оставить машину здесь, т.к. наверх ездят только уазики, но увидев наш автомобиль успокоились. Интересно, что увезти нас наверх хотели бесплатно, это непривычно для нас и ощущался какой-то подвох. Поблагодарили людей за радушность и двинулись наверх, на гору. Вверх дорога идëт весьма резко и местами замысловато, машине не легко, но едет. До облаков поднялись, постояли, посмотрели вниз. У подножья горы много трав, много пасек с очень вкусным мëдом.

Я считал, что там, в облаках и выше, уже ничего нет, будут камни. Я ошибался, в облаках, как в тумане, растительность еще более сочная, более густая. Стали встречаться пастбища, с обычными такими коровами и барашками, которые не всегда хотели уступать нам дорогу. Вообще, коровы в регионе чувствуют себя очень вольно. Лезешь на гору, тебе тяжело, устал, мысль, что выше - только звëзды. И тут, откуда-то сверху, сильно сверху, раздаëтся звучное му--уууу, как они туда забрались - загадка. На шоссе, на любых дорогах те-же коровы, как в Индии, на авто трафик внимания не обращают никакого, переходят через дорогу, лежат на дороге, даже заигрывают друг с другом.
Мы выбрались из облаков. Вид как из иллюминатора самолета - облака внизу, из облаков торчат лишь одинокие вершины.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Где-то просматриваются огни поселений (а время уже позднее, стемнело), местами угадывается дорога, но в основном, как будто море внизу, а не облака. Над облаками растительность резко исчезла, начались камни, скалы, и мы приехали на площадку, выше которой только пешком. Нас встретил человек, рассказал историю этого места, что здесь покоится святой, у него можно попросить исполнения любого желания, а потом подняться выше, в мечеть, где будет ужин и сон. Мы оделись, т.к. здесь, наверху, было холодно, пошли снова вверх. Нас встретили, накормили очень жирным супом (больше напоминает просто огромный кусок мяса в тарелке, вокруг которого совсем немного бульона и пол картофелины) и уложили спать в мечети, выдав матрацы, одеяла и подушки. Притом мечеть поделена на 2 половины, правая - женская, левая - мужская, спали мы в эту ночь отдельно =) Кроме мечети здесь была огромная столовая, туалеты и все, необходимое для жизни. Даже недостроенная гостиница, которая, в ближайшее время, будет готова принять гостей. Здесь мы познакомились с кучей народа, все приветливы, все собирались с утра наверх, притом пораньше с утра, чтоб идти не по жаре. Подъем был ранним, вышли мы наверх около 6 утра, с одной из групп.

Вперëд ушли молодые парни, были в группе и пожилые женщины, и молодые девушки и непослушные девчëнки. Идти было не легко - кислорода весьма скоро стало не хватать.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Тропка шла исключительно вверх, среди камней, казалось, что вот уже, вершина, но нет, за ней небольшое плато и снова вверх. Вся тропа помечена стрелками на камнях, не заблудишься. Местный юмор мы тоже оценили =)

Забирались наверх часа 2, не меньше, видели небольшое горное озеро с очень чистой и прозрачной водой, однако с невероятно холодной. Говорят, что если прийти сюда чуть раньше с утра - на озере будет лëд.