Страницы:  2
Сразу за озером начал встречаться снег. Сначала в расщелинах, затем и просто лежащий на склонах, обычный такой снег, летом.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Внизу, у подножья горы было +32 в тени, вверху не выше 10 градусов тепла на солнце. Мы попробовали всë. И залезли в "тиснину грешников", и пролезли через "грот желаний", и побывали внутри "Пира" - священного места, ради которого паломники сюда и поднимаются. Вниз оказалось идти не менее сложно, чем вверх. Сыпуха в сумме с приличным уклоном - и нога сама едет вниз, вместе к мелкими камнями. Пришли мы обратно, к мечети, уставшие, легли чуть отдохнуть и заснули на целых 2 часа.. В итоге мы отлично провели время, прекрасно отдохнули и с нас никто не захотел взять денег, нисколько, в дорогу смотритель выдал еще по пакету сладостей, сказал так принято и обещал обидеться, если не возьмëм. Разыскали ящик для пожертвований и оставили там свой вклад в жизнь этого места. Следующим пунктом остановки у нас был Самурский лес, как обещал интернет - единственный лиановый лес европы, стоящий прямо на берегу моря, на самой границе с Азербайджаном. Дороги в ту сторону оказались еще хуже, чем в горах, а сам лес - обычным таким лесом, однако, местами, обвитым лианами. Море тоже оказалось очень грязным из-за мелкого черного песка, а побережье сильно замусорено. Встали мы прямо на берегу моря на ночлег, прямо в машине, настроения ставить палатку даже не возникло, а ночью по берегу, как оказалось, ходят патрули пограничников, с фонарями. В общем, нас место не впечатлило, хотя описание этого места выложено очень заманчивое.

Выехали с утра, достаточно рано, поехали на Салтинскую Тиснину, что-то типа водопада внутри пещеры, С красивыми видами вокруг и чистой водой. Завтракали в горах, дынькой, с прекрасными видами, настроение поросло, впереди было много грунтовки и невероятные пейзажи. В дороге помогли кому-то местному с колесом, подвезли женщину, вяжущую шерстяные носки и везущую это богатство на рынок в более крупный населëнный пункт. Перед входом в ущелье местные ребята сообщили нам, что здесь положен экологический сбор, 50р с человека ( были мы в воскресенье), а вокруг было немало туристов, целыми автобусами с Махачкалы.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Внутри пещеры оказалось холодно, влажно, однако весьма красиво и интересно. Вода за столетия вымыла известняк, проточив себе путь внутри горы, получился красивый бассейн с чистой водой, куда народ посмелее с удовольствием прыгал

Меня поразила чистота воды, смотришь вниз и видишь дно, оно здесь, вот, максимум по колено глубина. И тут же, с разбегу, туда ныряет человек и сообщает, что до дна он так и не смог достать…

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
На выходе нас поят чаем, а чай здесь явно не покупной, со вкусом трав и чем-то еще. Решаем, что надо найти на рынке такой чай и привезти с собой, а Танюшка находит книгу отзывов и пишет там свои впечатления.

Там-же находим много английского, итальянского и немецкого, всë-же, туристы сюда ездят и не только из России. Впереди у нас Гунибская дамба и город Гуниб, который еще называют русским городом. Города здесь строятся на той земле, где ничего не растëт, а не растëт здесь только на скале, потому и города построены на вершине горы, на камнях, дома все налеплены друг на друга, крыша нижнего дома является двором дома сверху, дороги очень крутые и невероятно узкие.  В музее Гуниба мы узнаем очень много интересного про историю города, надо там побывать и услышать всë самому, обязательно, затем спускаемся вниз и направляемся к заброшенному городу на вершине скалы - Гамсутль. Решаем встать в палатке, где-то в горах, и находим прекрасное место, закрытое от взгляда со всех сторон, однако с изумительными видами вокруг. Разводим костëр (добыча дров в горах - отдельный квест), наслаждаемся прекрасным видом, чистым воздухом и компанией друг друга.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
С утра, первый и единственный раз, именно тогда, когда мы встали в палатке, нас поливает дождь, хороший такой ливень, который, однако, к 9 утра заканчивается и сменяется палящим солнцем, которое просушивает всë вокруг за несколько минут. Впереди прекрасный день и очень интересное для меня место - Гамсутль, город-призрак, некогда процветающий, с детским садом, медпунктом и прочими атрибутами цивилизации, а сейчас лишь музей под открытым небом, всеми покинутый и спокойно разрушающийся под действием дождей и ветров.

Раньше там жил человек, пасечник, кто говорит, что он сбежал от системы правосудия, кто - что просто последний житель, которому некуда идти, однако в 2014 году его не стало. Машину мы оставили внизу и пошли пешком вверх, на гору. Прошли мимо источника, которых в этих краях очень много, дошли до входа в город, через небольшую арку. Нас встретили узкие улочки, полуразрушенные дома, однако очень уютная атмосфера и занятные двери и самобытная архитектура.

Отпуск в Дагестане на машине | Путешествия
Там-же мы встретили ребят, идущих в поход в горы, лидером шëл тренер Дагестана по кикбоксингу, очень хорошо сложенный и разумный человек, приятный собеседник и, как и большинство людей в этом регионе - гостеприимный парень. Нас угостили вкусным чаем, мы приятно поболтали обо всëм и сделали несколько кадров на память.

Почти сразу встретили Александра из Москвы, он так-же, как и мы, приехал дикарëм в эти края, только еще и автостопом. И так-же удивлëн гостеприимству людей и красоте природы, спустившись с гор мы снова едем в Салту, показывать Саше водопад. Понедельник, на входе в ущелье никого нет, идем одни. Дождь утренний сделал своë дело, воды стало заметно больше, грохот водопада усилился и вода помутнела. Добавилось и мусора, к сожалению, здесь мусор - это просто бич современности. Саша решается прыгнуть в водопад, а я снимаю видео на его камеру и на свой смартфон, чтоб не пропустить кадр, освещения в пещере явно маловато для нашей простенькой видеотехники. Насмотревшись на все прелести мы возвращаемся к морю, попутно перекусывая и рассуждая о прелестях и особенностях Дагестана. Всем хочется сюда вернуться на большее время, пожить здесь, увидеть и узнать ещë больше. Едем мы в Избербаш, по совету большинства местных - здесь лучший пляж в Дагестане. Сашу забирают ребята, с которыми он познакомился накануне нашей встречи, а нас эти же ребята провожают до цепочки гостиниц прямо на берегу моря, у того самого пляжа. Уставшие мы берем номер за 1500р, далеко не лучший, однако для отдыха есть всë. Моемся и падаем спать. Цены здесь явно выше региона в целом, видно, что туристы уже избаловали местных и место пользуется популярностью. С утра на пляже многолюдно, снова много детей, но основную массу составляют русские туристы, приехавшие сюда на отдых. Пляж чистый, но песок обычный, а вода спокойная из-за рифов, расположенных примерно в двухстах метрах от берега. Об них и разбиваются все волны, позволяя детворе плескаться в море без забот. Накупавшись и отдохнув, выдвигаемся в путь, в Махачкалу. Здесь мы посещаем ещë раз понравившийся мне пляж с интересным песком из ракушечника, обедаем и прощаемся с удивительным краем, краем гор и чистой воды, суровым, однако гостеприимным, с богатой историей и крепкими семьями. Наш путь лежит домой, через степи, через впечатляющий комплекс в Волгограде, мимо московских пробок в прохладу и сырость наших лесов и болот =)
Судя по рассказу хорошо было)

Что по времени заняло?
5 дней в Дагестане. А вот дорога затянулась, сначала поломка, а в обратку заезжали к родственникам, да и вообще много останавливались и шастали по всяким местам, потому в дороге провели 7 дней в общем счëте.

Можно ехать туда с детьми смело, найти дом или гостинницу на берегу моря и кайфовать, наблюдая, как детвора плещется в тëплом море.
Классное путешествие!! Насчёт Дагестана, реально, много предрассудков. Но не спроста же там мало туристов, хотя там так комфортно.
Diboff, местные говорят, что властьимущие специально к ним туристов не пускают, чтоб перенаправлять их поток туда, где сидят на туризме их друзья.
Похоже на правду отчасти. Хотя, если вы желаете отдыха с пятью звëздами - это не про Дагестан, инфраструктура в зачаточном состоянии, одни заправки Ликойл, Росснефть, Гаспромнефть и прочие абибасы чего стоят. + бенз 44 за 92й и 48 за 95й.

Добавлено  07.08.2018 23:00:42:
У меня ещë много видео отснято, хочу фильм смонтировать. Но времени не хватает =)