Страницы:  …   6  
Практически каждое предприятие в своей деятельности имеет дело с путевыми листами. При наличии автотранспорта (даже одной единицы) их необходимо оформлять перед выездом. Порядок оформления и использования путевых листов регулируется Министерством транспорта России. Поэтому именно данное ведомство издало Приказ № 152[1], внесший в этот порядок любопытные изменения. Приказ опубликован в «Российской газете» 10.10.2008 и вступил в действие 21.10.2008.


Зачем нужны путевые листы?

Первым делом отметим, что никакой хозяйствующий субъект, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий автотранспортом, не может освободить себя от оформления путевых листов. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ[2] (далее –
Устав) путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В пункте 1 ст. 6Устава указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Таковым и является Минтранс России. Так вот, п. 2 той же статьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно п. 1 ст. 10Устава водитель предъявляет путевой лист грузоотправителю вместе с документом, удостоверяющим личность, при приеме груза для перевозки. С этого момента исчисляется время подачи транспортного средства под погрузку (п. 2 ст. 11 Устава). Грузо-
отправитель отмечает его в путевом листе (п. 5 ст. 11 Устава). Такая отметка может служить основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортного средства (п. 6 ст. 35 Устава).

Отметки в путевом листе могут служить обстоятельствами, являющимися основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 1 ст. 38 Устава).

До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России № 78[3] . Оно установило обязательность ведения первичного учета по приведенным в нем унифицированным формам первичной учетной документации (в том числе путевым листам) при осуществлении деятельности по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и при отправлении и получении грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Правда, распространяется это постановление только на юридические лица. Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России № 68[4] , действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц, зато гораздо подробнее был расписан порядок их заполнения. Однако этот документ утратил силу согласно п. 2 Приказа Минтранса России № 152 .

Получается, что вновь нет официально утвержденной формы путевого листа для индивидуальных предпринимателей. Приказ Минтранса России № 152 устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила в одинаковой мере распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Уточним, что, по сложившемуся мнению, и Постановление Госкомстата России № 78 распространяется не на все юридические лица, а только на те, которые относятся к специализированным автотранспортным предприятиям (см. письма Минфина России от03.02.2006 № 03-03-04/2/23 , от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 ). Остальные, по мнению Минфина, вправе были разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете[5]. Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России № 152 .

Что изменилось?

Отметим прежде всего, что если Приказ Минтранса России № 68 был обязателен для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей, то теперь оформлять путевые листы должны все предприниматели (а равно и юридические лица), эксплуатирующие легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть цель эксплуатации значения не имеет.

Итак, в путевом листе должны быть следующие обязательные реквизиты:

– его наименование и номер;

– указание срока действия;

– сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

– сведения о транспортном средстве;

– сведения о водителе.

Все перечисленные реквизиты должны были присутствовать и прежде. Каковы же нюансы?

Срок действия путевого листа.Постановление Госкомстата России № 78 не допускало возможности выдачи путевого листа грузового автомобиля (формы № 4-с и 4-п) на период, превышающий один рабочий день (смену). Аналогичное требование установлено там же в отношении путевых листов специального автомобиля (форма № 3 спец.), легкового такси (форма № 4), автобуса необщего пользования (форма № 6). Путевой лист легкового автомобиля (форма № 3) мог быть выдан и на более длительный срок в случае командировки, когда водитель выполнял задание более суток (смены). Для путевого листа автобуса (форма № 6) никаких ограничений по сроку действия не устанавливалось.

Путевой лист индивидуального предпринимателя выдавался в случае выполнения водителем задания в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автотранспортного средства (п. 5 приложения 5 к Приказу Минтранса России № 68 ).

Теперь допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Никаких условий при этом не оговаривается. Поэтому требуется срок действия путевого листа указывать в виде даты (число, месяц, год) или двух дат, начала и окончания срока действия, если путевой лист оформляется более чем на один день.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Юридическое лицо должно указывать свое наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, индивидуальный предприниматель – ФИО, почтовый адрес (ранее домашний), номер телефона.

Сведения о транспортном средстве. Прежде всего, теперь указывается тип транспортного средства и его модель. Причем тип транспортного средства должен быть отражен и в названии путевого листа, например: «Путевой лист легкового автомобиля». Если имеется прицеп или полуприцеп, указывается и его модель.

Как и прежде, следует указывать государственный регистрационный знак, данные о пробеге (полный километраж), зафиксированные при выезде и возвращении.

Также отражается время выезда с места постоянной стоянки и заезда обратно, причем если путевой лист выдан более чем на один день, то отмечаются не только часы, минуты, но и число, месяц, год. Данные о пробеге и времени выезда проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями. Таким образом, это необязательно должны быть механик или диспетчер, как указано в унифицированных формах. Если индивидуальный предприниматель совмещает свои обязанности с обязанностями водителя, то все эти отметки он делает сам. Однако он не должен теперь в обязательном порядке заверять каждый путевой лист своей личной подписью, как этого требовал Приказ Минтранса России № 68 .

Сведения о водителе. Разумеется, надо указывать ФИО водителя. Кроме того, фиксируются дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России № 78 , ни Приказ Минтранса России № 68 . Необходима была лишь подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством. Юридическим лицам придется найти место на унифицированных формах рядом с названной подписью для указания времени проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Формы путевых листов, в том числе и для индивидуального предпринимателя (отмененные), предусматривают указание номера водительского удостоверения, а также данных лицензионной карточки. Сейчас эти сведения не входят в число обязательных реквизитов.

На одно и то же транспортное средство теперь можно выдать более чем один путевой лист, если в течение срока его действия водители будут использовать транспортное средство поочередно (посменно). В этом случае дата, время и показания о пробеге при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания о пробеге при заезде транспортного средства на постоянную стоянку – в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку.

Организация обязана учитывать оформленные путевые листы в журнале их регистрации. Храниться путевые листы должны не менее пяти лет. Собственно говоря, это требование соответствует п. 1 ст. 17Закона о бухгалтерском учете.

Обратите внимание : перечень реквизитов и порядок их отражения, предусмотренные Приказом Минтранса России № 152 , обязательны, но приказ разрешает размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

[1] Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

[2] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

[3] Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

[4] Приказ Минтранса России от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».

[5] Подробнее о требованиях Минфина к оформлению путевых листов в целях налогообложения см. статью Т. Ю. Кошкиной «Об учете ГСМ, путевых листах и налогообложении», № 10, 2008.

Отредактировал ser555 (31.01.2015 12:17:05)

теперь про ложное понимание:
В пункте 1 ст. 6Устава указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Таковым и является Минтранс России. Так вот, п. 2 той же статьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Если у Вас на предприятии или ИП взята машина с одним водительским местом, без технической возможности для перевозки груза, то этот пункт к Вам не применим, если же технически все это возможно, то один и без груза не прокатывает, пункт в данном случае применим на все 100%
теперь про дтп:
ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском к ООО о взыскании с него 101 947 руб. в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Решением арбитражного суда иск был удовлетворен.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что водитель, по чьей вине произошло ДТП, является работником ответчика.
Кассационная инстанция решила, что данное решение подлежит отмене.
ФАС установил, что действительно имеются трудовой договор, заключенный между ООО и водителем, в силу которого последний обязался управлять транспортными средствами, находящимися в собственности ООО, и доверенность на управление автомобилем.
Между тем из указанных документов не следует, что в момент ДТП водитель использовал автомобиль ООО в служебных, а не в личных целях.
Путевой лист, из которого бы следовало, что водитель при совершении ДТП выполнял служебную поездку, сторонами не представлен. Кроме того, ДТП произошло в выходной день.
Указанные обстоятельства не получили оценки суда первой инстанции, в связи с чем принятое по делу решение отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду предписано проверить довод ООО о том, что водитель при совершении ДТП использовал автомобиль в личных целях.
Постановление ФАС Московского округа от 21 марта 2005 г. по делу N КГ-А40/1537-05.
повторюсь еще раз
не надо однобоко рассматривать позицию immortal, я не напрягаясь нашел в тырнете кучу информации про необходимость путевого листа, выставил только "для образца" и только основу требования по путевкам, если надо выставлю инфы еще страниц на 5-ть минимум, только зачем?
для ИП и юрика имеющего одну легковую машину самый простой способ обойтись без всего этого головняка составить с водителем договор аренды со всеми вытекающими и спокойно с ним везде ездить без проблем.
Зачем, тут биться по этому поводу и ругаться?
ser555, олежек1288, написали много , только к данному случаю как это относится? Вам же уже написали , что согласно закону ( статьи выше тоже были указаны) водитель в конкретно данном случае не обязан был иметь никакого путевого листа. Соответственно он не должен был проходить никакго медосмотра и инструктажа и предрейсового осмотра автомобиля.

Саня Борода:

ser555, олежек1288, написали много , только к данному случаю как это относится? Вам же уже написали , что согласно закону ( статьи выше тоже были указаны) водитель в конкретно данном случае не обязан был иметь никакого путевого листа. Соответственно он не должен был проходить никакго медосмотра и инструктажа и предрейсового осмотра автомобиля.

Пожалуйста прочитайте внимательно с самого начала все, однобокое мнение с цитированием и  вольным трактованием законодательства не является 100% доказательством в ненадобности путевого листа, повторюсь если не сложно посмотрите в интернете по данной теме и найдете абсолютно другое мнение, трактование и судебную практику.
Я не собираюсь здесь выставлять все нормативные документы т.к. минимум на 5-ть страниц будет, а судебной практики в разы больше.
Самое глубокое заблуждение о "вредности" путевого листа. Даже на фирме с одной легковой машиной, если обсуждать юр.выгодность, полезннее выписывать его.

ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском к ООО о взыскании с него 101 947 руб. в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

ну про решения судов я вообще промолчу.
Мне не понятно например из написанного почему иск к ООО, а не к страховой, если сумма менее 120 тысяч рублей.
Во вторых, суд говорит об использовании ТС не для нужд предприятия, при чем тут это, если статья 1079 Гражданского кодекса говорит, что Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Вообще если говорить о судах, то лично я отношусь к любым решениям судов (в том числе и в нашу пользу) скептически.
например областной суд вынес решение на основании несуществующей дорожной обстановке, руководствуясь данными о дорожной обстановке, написанными в решении городского суда.

или есть ещё 2 абсолютно противопроложных решений суда, одного судьи по абсолютно одинаковой дорожной ситуации при ДТП.

Добавлено  31.01.2015 17:43:14:

повторюсь если не сложно посмотрите в интернете по данной теме и найдете абсолютно другое мнение, трактование и судебную практику.

Вы приводите практику (вернее даже не практику, а некоторые умозаключения) применительно 252 статьи НК, а нужна практика по 2.1.1 ПДД и 12.3ч.1 КоАП РФ, дайте хотя бы одну ссылку.

Добавлено  31.01.2015 17:57:44:
вот два решения:
http://sudact.ru/regular/doc/wVdT6VUUSP68/
http://www.samosud.org/case_643427962

в первом решении написано. что путевой лист должен быть, но в обосновании суд указывает, что водитель не предоставил доказательств того, что не осуществлялась перевозка пассажиров
"Доказательств того, что Дюмин И.А. не выполнял поручение руководителя на перевозку пассажиров им предоставлено не было. "
перед этим ссылка на устав автотранспорта, поэтому что такое пассажир в данном контексте надо смотреть по уставу автотранспорта, а не по ПДД.

Во втором решении суд пришел к выводу, что организация не предоставляет транспортные услуги:
"Между тем, доказательств, подтверждающих осуществление ООО «ЮК «Ваше право» перевозок пассажиров, грузов на коммерческой основе не представлено."

вообще в первом решении суд возложил обязанность доказывать невиновность, при том, что у суда нет данных ни о том, что эта была коммерческая перевозка, ни о том, что это была некоммерческая перевозка.

Я полагаю, что если бы в первом случае водитель предоставил такие доказательства, то дело было бы прекращено.

Я полагаю, что в качестве доказательств сотрудники ГИБДД должны были руководствоваться некой выпиской или документом о том, какую деятельность осуществляет организация.

Добавлено  31.01.2015 18:00:15:

Зачем, тут биться по этому поводу и ругаться?

согласен, незачем, поэтому в старттопе я не писал: "правомерно ли требовать путевой лист", я написал: "смотрим, срем в комменты"

Отредактировал immortal (31.01.2015 18:00:37)

Полгода езжу по доверенности от юрлица . Правда и путёвки пишу чисто для бухгалтерии. Но не всегда с путёвкой... Вот и думаю теперь , читая Вас...
Приходим к выводам:
1) путевка нужна фактически только для предприятия, чтобы контролировать водителя (по бензу, по времени труда и отдыха и т.п.) и с целью отчетности по расходам (налогам) и т.п.
2) путевка нужна водителю для доказательства вины организации в том, что выпустили на линию заведомо неисправный транспорт. Более для водителя она просто не представляет преимуществ.
3) путевка абсолютно не нужна ни для водителя, ни для владельца ТС (юридического лица), ТС которого не осуществляет пассажирские, либо грузовые коммерческие перевозки.

Закончим на этом?
типа того но с 3 несоглашусь
4) отсутствие путевки нужно гаишникам, чтобы составлять протоколы)))

Теперь всё!

Закончим на этом?

как это закончим, а как же основное направление темы?

Добавлено  01.03.2015 19:23:03:
парапарам пам пам.
постановление инспектора отменено из-за нарушения права ЛВОКа на защиту.
выкладываю решение


Прикреплен файл:

1612_cqk_1.pdf (1061 Kb)
Это конечно хорошо , что его оправдали . Но ..... хотелось бы , что бы оправдание было по другой причине . То есть отсутствию АПН.
Напиано же: дело на новое рассмотрение, ждемс. Тоже так хотелось бы.

immortal:

Напиано же: дело на новое рассмотрение, ждемс. Тоже так хотелось бы.

Упс. blush
в общем продолжения не будет, почему не будет написать не могу.
Поэтому практику будем делать в другой раз.
biggrin
упс

Отредактировал immortal (07.03.2015 00:15:15)

ИДПС blink или сотрудник фирмы ?

Отредактировал Саня Борода (07.03.2015 00:53:46)